У братьев Стругацких есть небольшой рассказ, в котором главный герой участвует в путешествии во времени по вымышленным мирам, созданным писателями различных жанров. Герою встречаются полупрозрачные люди с пронзительными глазами, иногда одетые только в одну рубашку или пальто, один из рукавов которого прекрасно сохранился и поражает своей подробной красотой, а вот второй практически не виден. Так Стругацкие, одни из лучших российских писателей – фантастов, иронизируют над неумело созданными художественными образами, чья цельность нарушена даже в одежде. Ведь люди, встречающиеся главному герою, выглядят так именно потому, что писатели поверхностно создали их в своих художественных произведениях. Этот пример, конечно же, иллюстрирует неудавшуюся попытку создания художественного образа. Ну и эта попытка подчеркивает огромную важность его для восприятия произведения, его главной идеи.
Образ, заключенный в романе, рассказе или стихотворении, вряд ли может быть расчленен на несколько частей как в анатомическом театре. Просто потому, что для читателя, который, впрочем, может даже и не осознавать этого, образ «работает» только целиком. Кажется, что школьный подход при анализе любого образа уже не уместен. Точно также как у большинства людей вызывает повышенное слюноотделение изображение брызжущего соком лимона, так и образ действий героя, его слово, взгляд – все это вместе создает у читателя ощущение личного знакомства, понимания и восприятия в мелочах, иногда до такой степени, что в ушах даже звучит его или ее голос. Это называется комплексное восприятие художественного образа героя, который был выписан автором с такой потрясающей, живительной силой. Однако комплексное восприятие не означает невнимание к мелочам.
В то же время нельзя предположить, что детально представленный образ обречен на успех, что его влияние на читателя, слушателя или зрителя будет сильным и точным. Прекрасные образцы японской поэзии представляют совсем иные образы, созданные двумя-тремя точными масками, оказывая ассоциативное, почти инстинктивное воздействие на читателя.
У актера Сергея Безрукова как-то спросили, почему он отказывается играть роли в фильмах, которые ему предлагают с завидной регулярностью. Безруков ответил, что после сериала «Бригада» его зовут играть только бандитов с большой дороги, а ему не хочется застрять в этом художественном образе навсегда. То есть, образ может стать ловушкой для актера и капканом зрителя.
Таким образом, можно сказать, что художественный образ-это сложнейший феномен, включающий в себя емкость воздействия, целостность, чувственность и рациональность. Восприятие художественного образа всегда происходит через сознание и внутренний мир воспринимающих этот образ людей.
Образ, заключенный в романе, рассказе или стихотворении, вряд ли может быть расчленен на несколько частей как в анатомическом театре. Просто потому, что для читателя, который, впрочем, может даже и не осознавать этого, образ «работает» только целиком. Кажется, что школьный подход при анализе любого образа уже не уместен. Точно также как у большинства людей вызывает повышенное слюноотделение изображение брызжущего соком лимона, так и образ действий героя, его слово, взгляд – все это вместе создает у читателя ощущение личного знакомства, понимания и восприятия в мелочах, иногда до такой степени, что в ушах даже звучит его или ее голос. Это называется комплексное восприятие художественного образа героя, который был выписан автором с такой потрясающей, живительной силой. Однако комплексное восприятие не означает невнимание к мелочам.
В то же время нельзя предположить, что детально представленный образ обречен на успех, что его влияние на читателя, слушателя или зрителя будет сильным и точным. Прекрасные образцы японской поэзии представляют совсем иные образы, созданные двумя-тремя точными масками, оказывая ассоциативное, почти инстинктивное воздействие на читателя.
У актера Сергея Безрукова как-то спросили, почему он отказывается играть роли в фильмах, которые ему предлагают с завидной регулярностью. Безруков ответил, что после сериала «Бригада» его зовут играть только бандитов с большой дороги, а ему не хочется застрять в этом художественном образе навсегда. То есть, образ может стать ловушкой для актера и капканом зрителя.
Таким образом, можно сказать, что художественный образ-это сложнейший феномен, включающий в себя емкость воздействия, целостность, чувственность и рациональность. Восприятие художественного образа всегда происходит через сознание и внутренний мир воспринимающих этот образ людей.