Для тренировки мозговой деятельности разработано множество упражнений, тренингов и способов. Большинство из них можно сгруппировать в несколько отдельных направлений для тренировок.
Основные способы развития интеллекта
Изучение родного языка и иностранных языков. Серьезное изучение нового иностранного языка создает в мозгу расширенную нейронную сеть, необходимую для запоминания новых слов, фраз, правил построения речи, грамматики. То же самое происходит при постоянном изучении своего родного языка, пополнении словарного запаса, при работе над грамотностью речи и письма. Кроме того, знание одного или нескольких иностранных языков – большое преимущество при трудоустройстве и продвижении по карьерной лестнице.
Нейроны – структурная и функциональная единица нервной системы человека. Из этих клеток, имеющих сложное строение и высокоспециализированные функции, и их отростков состоит мозговой и спинной мозг человека и животных.
Амбидекстрия – способность выполнять все действия одинаково хорошо как правой, так и левой рукой. За действия, выполняемые каждой рукой, отвечает одно из полушарий головного мозга. Развитие навыков, выполняемых левой рукой (для левшей – правой) активизирует работу ранее неактивного полушария, создает новые связи между отдельными нейронами и между полушариями.
Мозг не только посылает управляющие импульсы мышцам тела, заставляя их сокращаться, расслабляться и выполнять какие-либо действия. Активный образ жизни, регулярная физическая нагрузка, приобретение новых физических навыков в 2 раза ускоряет процесс образования новых нейронов в головном мозге. Действует взаимосвязь и в обратную сторону. Экспериментально доказано, что если в воображении представлять себе процесс физических тренировок максимально ярко, это дает хорошие прибавки к силе мышц. Так, для мелких мышц прибавка в силе составила 35% за 3 месяца, для крупных – 13%.
Для целенаправленного развития мозга придумана новая наука – нейробика. Изначально она предназначалась для профилактики нейродегенеративных заболеваний у пожилых людей. Но затем показала свою эффективность и среди людей разных возрастов. Основной принцип нейробики – делать обычные вещи необычными способами. Например, одеваться и обуваться с закрытыми глазами, выполнять домашние дела с одним или двумя закрытыми глазами, чтение перевернутых книг. На работу можно ходить разными маршрутами, на рабочем месте чаще делать перестановки. Телевизионные передачи просматривать без звука или прослушивать с закрытыми глазами, домысливая то, что не видно или не слышно.
Чаще путешествуйте. Узнавайте новое о жизни других людей, о географии, знакомьтесь с самыми разными людьми. Во все времена путешествия считались лучшим способом стать умным и всесторонне развитым человеком. А в первобытные времена – единственным способом. Поэтому для первобытных людей считалось в порядке вещей услышать устное описание многокилометрового маршрута, через несколько лет повторить этот маршрут и с первого раза найти нужное дерево или скалу в конечной точке пути.
Занятия искусствами отлично развивают мозговую деятельность. Пение, музицирование, рисование, прослушивание хорошей музыки развивают образное и творческое мышление. Более того, развивается взаимосвязь между полушариями и отделами головного мозга, повышается интеллектуальный уровень человека. Ученые называют это «эффектом Моцарта».
Дополнительно
Также развитию мозга способствует правильное, здоровое и сбалансированное питание, отказ от вредных привычек, потребление достаточного количества воды. Особенно питательны для мозга: грецкие орехи, миндаль, шоколад, кофе и какао, жирные сорта рыбы, лесные ягоды. Существенный эффект оказывают и специальные лекарственные препараты, биологически активные добавки.
Курение ухудшает снабжение мозга кислородом, приводит к кислородному голоданию нервных клеток и ухудшает мозговую активность. Алкоголь приводит к смерти большого количества нейронов, что негативно отражается на интеллекте.
Все описанные упражнения и советы помогут многократно повысить результаты мозговой деятельности. Достичь 100-процентного использования возможностей не получиться хотя бы потому, что возможности не изучены, а границы не определены. Чтобы узнать границы возможностей, надо выйти за них в невозможное!