Инструкция
1
Самое главное - аргументы, на основании которых вы не собираетесь выполнять то, о чем вас просят (что поручают вам, требуют от вас - в зависимости от ситуации). Например, желаемые коллегой, начальником или подчиненным действия противоречат закону, корпоративному регламенту, вашим жизненным и профессиональным принципам, не входят в ваши служебные обязанности.
Выполнению просьбы подчиненного могут препятствовать как корпоративные нормы, так и текущая ситуация в компании (например, нет возможности дать отпуск или отгул в желаемое работнику время).
2
Относительно перечня служебных обязанностей ситуация, впрочем, несколько сложнее. Во многих компаниях отказ от выполнения работы на этом основании может поставить жирный крест на будущей карьере работника, особенно если он - новичок. Здесь надо исходить из того, какая именно работа поручается.

Если она позволяет расширить профессиональные горизонты, лучше отнестись к ней как к шансу для профессионального роста.
Аргумент может сработать в случае, если поручение ниже вашей квалификации и отвлекает вас от более квалифицированной, еще лучше срочной работы. Если же под рукой есть коллега, выполнение которым поручаемого имеет меньшую себестоимость для компании, то целесообразнее привлечь его.
3
Даже если тот, кто просит вас и чем-то или чего-то требует, в корне неправ, не будет лишним использовать в ответном отказе такие слова, как «извините» и «к сожалению». Это не помешает в общении не только с начальником и коллегой, но и с подчиненным. В ситуации же, когда просят об услуге, которую вы в силу каких-то объективных причин не можете оказать, дайте понять, что были бы рады помочь в иной ситуации.
При любом раскладе подумайте также о том, какую альтернативу можете предложить, и озвучьте ее: выполнить поручение иным способом, привлечь к исполнению другого, отпустить подчиненного в иное время и т.п.