Инструкция
1
Есть известная фраза «Спрос рождает предложение», которая в трех словах отражает рыночные отношения производитель/потребитель. Чем больше требует покупатель, опираясь на тенденции моды, желание следовать за прогрессом, собственные эстетические и физические нужды и т.д., тем больший объем продукции выпускает предприятие. И наоборот, как только спрос падает, компании-производители стараются переключиться на другой товар или полностью сменить ассортимент.
2
Чтобы следить за изменениями спроса и заранее просчитать их, нужно оперативно проводить экономический анализ, в частности, рассчитывать эластичность. Различают эластичность спроса по цене, доходу, а также перекрестную эластичность.
3
Можно выделить несколько факторов, которые влияют на решение производителей повысить или понизить цену. Это появление или исчезновение товаров-конкурентов или заменителей, смена сезонов (продукты питания, одежда, спортивные аксессуары и пр.), срок хранения и т.д. Эластичность спроса по цене рассчитывается в виде коэффициентов двумя способами: точечным и дуговым.
4
Точечный метод предполагает знание цены начала периода и функции спроса, а также правил дифференцирования. Коэффициент эластичности равен математическому отношению между двумя величинами:E = F’(x)•x/F(x), где:x – цена;F(x) – функция спроса по цене;F’(x) – первая производная функции спроса.
5
Дуговую эластичность можно найти только в том случае, если в вашем распоряжении имеются данные по ценам начального и конечного периода и соответствующим объемам продукции. На графике функции спроса вы увидите дугу, ограниченную этими значениями, отсюда и название. Итак, формула дуговой эластичности выглядит следующим образом:E = (V2 – V1)/((V2 + V1)/2) : (P2 – P1)/((P2 + P1)/2), где:V1 и V2 – объемы продукции в начале и конце дуги;P1 и P2 – начальная и конечная цены.
6
Эластичность по доходу определяется не ценами, а доходом покупателя. Эта величина зависит от уровня достатка, степени нужности (роскошь или предмет первой необходимости) и т.д. Этот показатель эластичности определяется соотношением объемов товара и дохода:E = (V2 – V1)/((V2 + V1)/2) : (D2 – D1)/((D2 + D1)/2), где:D1 и D2 – доходы на начало и конец расчетного периода.
7
Трудно встретить на рынке уникальный товар. Как правило, у каждого есть аналог или дополняющий продукт, тесно связанный с ним. Например, взаимозаменяемыми являются сливочное масло и маргарин, а взаимодополняющими – компьютер и компьютерная мышь. Изменение цены на один из таких товаров неизбежно влияет на спрос другого, это называется перекрестной эластичностью: E = ∆V/∆P•P/V, где:P – цена единицы одного товара;V – объем спроса второго товара.