Тициан был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было еще 30 лет. Как и все представители венецианской школы, он был мастером цвета.
Для творчества Тициана до 1515-1516 гг. характерно некоторое сходство с манерой Джорджоне, он заканчивал некоторые незавершенные картины этого художника. Но позднее уже можно говорить о выработке своего неповторимого стиля. Среди ранних работ художника выделяются портрет Джероламо Барбариго (1509 г.), «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (1511 г.), обращение к образам этих святых не случайно: в Венеции свирепствовала чума, а эти святые, как считалось, защищали от страшной болезни. Звучат в творчестве художника и мотивы античности, столь любимой людьми Возрождения: «Вакх и Ариадна», «Праздник Венеры», «Вакханалия».
Композиции Тициана в этот период отличаются одновременно монументальностью и динамичностью. Движение им придает выстраивание по диагонали. Эмалево-чистые краски насыщенны, а их неожиданные сопоставления придают картинам особый колорит. Часто встречаются сочетания красных и синих тонов.
В 1540-50 гг. большое место в творчестве Тициана занимают портреты: «Портрет Карла V с собакой», «Портрет Федерико Гонзага», «Кларисса Строцци» и др. Поза и выражение лица на портрете всегда предельно индивидуальны, а в групповых портретах композиционное решение выявляет взаимоотношения между персонажами.
В творчестве художника по-прежнему присутствуют античные сюжеты («Венера и Адонис», «Диана и Актеон», «Похищение Европы»), а также библейские: «Кающаяся Мария Магдалина», «Коронование терновым венцом». В таких сюжетах живописец сохраняет верность идеалам Возрождения с его предельным вниманием к «миру человека»: в картинах на мифологические и религиозные темы всегда присутствуют бытовые, реалистические детали.
Поздняя манера Тициана не находила понимания у большинства его современников – настолько новой и непривычной она была для своего времени. В этот период художник пользовался более жидкими красками. Прежнее колористическое богатство уходит, и на первый план выступает игра света – цвета как бы «тлеют изнутри». Главную роль играет приглушенный золотистый тон, чаще используются оттенки сине-стального и коричневого.
Композиции становятся менее динамичными, более «повествовательными», но художник достигает драматизма и движения другим способом. Вблизи картина кажется хаосом беспорядочных мазков, и лишь на определенном расстоянии цветовые пятна сливаются и из них «выступают» фигуры. Накладывая краски на холст, Тициан пользовался не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Местами структура холста оказывается обнаженной, что придает краскам особую воздушность.
Тематика картин в поздний период творчества остается прежней: религиозные сюжеты («Положение во гроб», «Благовещание») и античность: «Тарквиний и Лукреция», «Венера, завязывающая глаза Купидону»).
Творчество Тициана отражает развитие итальянского искусства в целом – от Высокого Возрождения к Позднему Возрождению.
Ранний период
Для творчества Тициана до 1515-1516 гг. характерно некоторое сходство с манерой Джорджоне, он заканчивал некоторые незавершенные картины этого художника. Но позднее уже можно говорить о выработке своего неповторимого стиля. Среди ранних работ художника выделяются портрет Джероламо Барбариго (1509 г.), «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (1511 г.), обращение к образам этих святых не случайно: в Венеции свирепствовала чума, а эти святые, как считалось, защищали от страшной болезни. Звучат в творчестве художника и мотивы античности, столь любимой людьми Возрождения: «Вакх и Ариадна», «Праздник Венеры», «Вакханалия».
Композиции Тициана в этот период отличаются одновременно монументальностью и динамичностью. Движение им придает выстраивание по диагонали. Эмалево-чистые краски насыщенны, а их неожиданные сопоставления придают картинам особый колорит. Часто встречаются сочетания красных и синих тонов.
Зрелость
В 1540-50 гг. большое место в творчестве Тициана занимают портреты: «Портрет Карла V с собакой», «Портрет Федерико Гонзага», «Кларисса Строцци» и др. Поза и выражение лица на портрете всегда предельно индивидуальны, а в групповых портретах композиционное решение выявляет взаимоотношения между персонажами.
В творчестве художника по-прежнему присутствуют античные сюжеты («Венера и Адонис», «Диана и Актеон», «Похищение Европы»), а также библейские: «Кающаяся Мария Магдалина», «Коронование терновым венцом». В таких сюжетах живописец сохраняет верность идеалам Возрождения с его предельным вниманием к «миру человека»: в картинах на мифологические и религиозные темы всегда присутствуют бытовые, реалистические детали.
Поздний Тициан
Поздняя манера Тициана не находила понимания у большинства его современников – настолько новой и непривычной она была для своего времени. В этот период художник пользовался более жидкими красками. Прежнее колористическое богатство уходит, и на первый план выступает игра света – цвета как бы «тлеют изнутри». Главную роль играет приглушенный золотистый тон, чаще используются оттенки сине-стального и коричневого.
Композиции становятся менее динамичными, более «повествовательными», но художник достигает драматизма и движения другим способом. Вблизи картина кажется хаосом беспорядочных мазков, и лишь на определенном расстоянии цветовые пятна сливаются и из них «выступают» фигуры. Накладывая краски на холст, Тициан пользовался не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Местами структура холста оказывается обнаженной, что придает краскам особую воздушность.
Тематика картин в поздний период творчества остается прежней: религиозные сюжеты («Положение во гроб», «Благовещание») и античность: «Тарквиний и Лукреция», «Венера, завязывающая глаза Купидону»).
Творчество Тициана отражает развитие итальянского искусства в целом – от Высокого Возрождения к Позднему Возрождению.
Видео по теме
Источники:
- Венецианская школа живописи