Отзыв добавлен
Жизнь Майи Плисецкой, рассказанная ею самой.
Прочитала, наконец, две тома мемуаров Майи Плисецкой ("Я, Майя Плисецкая" и "Тринадцать лет спустя"). Заинтересовалась. Во-первых, интересен сам стиль. С одной стороны очень эмоциональный, с другой - ... безэмоциональный. Слова-эмоции есть, но они словно не окрашены чувствами. Констатация факта. С эмоцией, но обдуманной, прожитой, пережитой (даже о своем муже она пишет сдержанно). Это не минус, скорее плюс - особенно когда балерина описывает все тяготы борьбы за иностранные гастроли. Иногда кажется, что отрицательные эмоции ей удалось обрисовать гораздо четче, чем положительные :)
Во-вторых сами по себе события. Читаешь, ужасаешься и с одной стороны понимаешь, что система есть система (и если ты ее используешь, то в какой-то момент система начинает использовать тебя). С другой - понимаешь, как муторно и тяжело давались творческому человеку советские организационные препятствия. Похожее ощущения у меня были, когда читала мемуары хоккеиста Фетисова (о том, как он легально пытался уехать из Союза).
Крайне интересно было читать о работе (как и о любой внутренней кухне любого произведения) над балетами "Анна Каренина" (в фильме А. Зархи Плисецкая изумительно сыграла княгиню Бетси Тверскую) и "Дама с собачкой" (по Чехову).
Любопытны штрихи Плисецкой о тех, с кем ее сталкивала судьба. Именно штрихи - она не описывает какими были Карден, Кеннеди, Бежар - просто несколькими чертами набрасывает контур и все.
И еще момент - индивидуальность в стиле. Конечно, ее рукопись редактировали-корректировали, но, думаю, самую малость (чего не скажешь о мемуарах других людей, как правило, обработанных каким-ниудь лит.агентом настолько, что это бросается в глаза сразу, как начинаешь читать).
Сразу скажу - я не любительница балета, я читала книгу Плисецкой не как балерины, но как человека искусства, чья жизнь пришлась на очень интересное, хоть и сложное, время.
Во-вторых сами по себе события. Читаешь, ужасаешься и с одной стороны понимаешь, что система есть система (и если ты ее используешь, то в какой-то момент система начинает использовать тебя). С другой - понимаешь, как муторно и тяжело давались творческому человеку советские организационные препятствия. Похожее ощущения у меня были, когда читала мемуары хоккеиста Фетисова (о том, как он легально пытался уехать из Союза).
Крайне интересно было читать о работе (как и о любой внутренней кухне любого произведения) над балетами "Анна Каренина" (в фильме А. Зархи Плисецкая изумительно сыграла княгиню Бетси Тверскую) и "Дама с собачкой" (по Чехову).
Любопытны штрихи Плисецкой о тех, с кем ее сталкивала судьба. Именно штрихи - она не описывает какими были Карден, Кеннеди, Бежар - просто несколькими чертами набрасывает контур и все.
И еще момент - индивидуальность в стиле. Конечно, ее рукопись редактировали-корректировали, но, думаю, самую малость (чего не скажешь о мемуарах других людей, как правило, обработанных каким-ниудь лит.агентом настолько, что это бросается в глаза сразу, как начинаешь читать).
Сразу скажу - я не любительница балета, я читала книгу Плисецкой не как балерины, но как человека искусства, чья жизнь пришлась на очень интересное, хоть и сложное, время.
Полезность: 89