Отзыв добавлен
Роман Александра Снегирева "Вера"
Современная российская литература, как дорогой коньяк, запиваемый сладкой газировкой из пластиковой тары – в голову дает, а вкуса не чувствуется.
Мне всегда хотелось знать, за что людям дают премии?
В прошедшем 2015 году финалистом литературной премии Русский Букер, стал роман Александра Снегирёва – «Вера».
Когда читаешь Снегирёва, постоянно ловишь себя на мысли, где-то я это встречал и это странное ощущение не покидает тебя, потом находишь параллели с другими произведениями российских авторов, также претендовавших на Русский Букер. Что-то знакомое ты читал в «Журавлях и карликах» Леонида Юзефовича, в «Немцах» Александра Терехова, в «Информации» Романа Сенчина.
Во-первых, в «Вере» совсем нет иронии и сарказма, читая внутри тебя не рождается улыбка, ты не бежишь пересказывать абзац своим родным с довольным лицом, совсем наоборот, в тебе рождается какое-то липкое, мерзкое чувство, с которым ты остаешься один на один. Это чувство называет… безысходность!
«Вера нужна сомневающимся, а он больше не сомневался» (цит. из романа).
…И ты продолжаешь сомневаться, копаться в своих ошибках и недостатках, что сделано, что не сделано и так всю жизнь.
Во-вторых, в романе нет героев, скорее образы, причем образы, плавно стекающиеся в один, под названием - «национальное самосознание». Снегирёву удалось запечатлеть на 288 страницах, нашу изнасилованную столетними политическими и историческими событиями – «провинциальную психологию». Нашу однотипность и желание «быть как все», тосковать по Родине и обязательно прильнуть к березке и поплакать. Можно романтизировать и говорить себе все будет хорошо, грустить и надеяться, что следующий день будет лучше, а наше будущее поколение увидит светлые дни. Так жили наши родители, так живем мы, со слепой верой в бесконечное завтра.
«Вера подумала, что и спуск, и вся Красная площадь похожи на ящера, который когда-то прогневил Бога, и тот решил его прихлопнуть» (цит. из романа).
Так и живем, под ящуром…
В-третьих, автор пишет кратко, по существу, тут нет долгих рассуждений на тему экономики нашей страны, нет анализа деятельности российского президента на политической карте мира, только искалеченные собственной верой души наших граждан, каждого из нас. Серая будничная правда, не оставляет широкого полета для фантазии, ты понимаешь, что живешь здесь, корни твои в этой стране, и ты ничего не изменишь, остается только принять действительность.
«Непоэтичное дело зимние похороны. Никаких поросших васильками пригорков и пения птах. Топчешься на краю земляной дыры, смотришь на срез – плодородный слой, осколки, пучки корней, красная глина, утираешь помороженный нос и думаешь, как бы не поскользнуться на утоптанном снегу и вслед за покойником не сверзиться. Русская зимняя природа не оставляет места фантазиям. Вот она яма, и вот, собственно, все» (цит. из романа).
Вот и все… После прочтения «Веры», хочется сделать три вещи: открыть окно, выпить стакан и пойти в душ… И обязательно начать, начать новую жизнь!
Мне всегда хотелось знать, за что людям дают премии?
В прошедшем 2015 году финалистом литературной премии Русский Букер, стал роман Александра Снегирёва – «Вера».
Когда читаешь Снегирёва, постоянно ловишь себя на мысли, где-то я это встречал и это странное ощущение не покидает тебя, потом находишь параллели с другими произведениями российских авторов, также претендовавших на Русский Букер. Что-то знакомое ты читал в «Журавлях и карликах» Леонида Юзефовича, в «Немцах» Александра Терехова, в «Информации» Романа Сенчина.
Во-первых, в «Вере» совсем нет иронии и сарказма, читая внутри тебя не рождается улыбка, ты не бежишь пересказывать абзац своим родным с довольным лицом, совсем наоборот, в тебе рождается какое-то липкое, мерзкое чувство, с которым ты остаешься один на один. Это чувство называет… безысходность!
«Вера нужна сомневающимся, а он больше не сомневался» (цит. из романа).
…И ты продолжаешь сомневаться, копаться в своих ошибках и недостатках, что сделано, что не сделано и так всю жизнь.
Во-вторых, в романе нет героев, скорее образы, причем образы, плавно стекающиеся в один, под названием - «национальное самосознание». Снегирёву удалось запечатлеть на 288 страницах, нашу изнасилованную столетними политическими и историческими событиями – «провинциальную психологию». Нашу однотипность и желание «быть как все», тосковать по Родине и обязательно прильнуть к березке и поплакать. Можно романтизировать и говорить себе все будет хорошо, грустить и надеяться, что следующий день будет лучше, а наше будущее поколение увидит светлые дни. Так жили наши родители, так живем мы, со слепой верой в бесконечное завтра.
«Вера подумала, что и спуск, и вся Красная площадь похожи на ящера, который когда-то прогневил Бога, и тот решил его прихлопнуть» (цит. из романа).
Так и живем, под ящуром…
В-третьих, автор пишет кратко, по существу, тут нет долгих рассуждений на тему экономики нашей страны, нет анализа деятельности российского президента на политической карте мира, только искалеченные собственной верой души наших граждан, каждого из нас. Серая будничная правда, не оставляет широкого полета для фантазии, ты понимаешь, что живешь здесь, корни твои в этой стране, и ты ничего не изменишь, остается только принять действительность.
«Непоэтичное дело зимние похороны. Никаких поросших васильками пригорков и пения птах. Топчешься на краю земляной дыры, смотришь на срез – плодородный слой, осколки, пучки корней, красная глина, утираешь помороженный нос и думаешь, как бы не поскользнуться на утоптанном снегу и вслед за покойником не сверзиться. Русская зимняя природа не оставляет места фантазиям. Вот она яма, и вот, собственно, все» (цит. из романа).
Вот и все… После прочтения «Веры», хочется сделать три вещи: открыть окно, выпить стакан и пойти в душ… И обязательно начать, начать новую жизнь!
Полезность: 74