Отзыв добавлен
Тринадцатый апостол
Когда-то молодой армянский кинорежиссер Сурен Бабаян громко заявил о себе в узком кругу кинематографистов. Его картина «Восьмой день творения», снятая по рассказу Рэя Брэдбери, вызвала своевременный интерес у коллег и запоздавший резонанс у зрителей. Неудобная для проката (она шла, кажется, 30 или 40 минут), картина, спустя несколько лет была показана по телевидению.
А это следующее обращение режиссера к прозе Рэя Брэдбери, в которой С. Бабаяну вновь показалась более важной не занимательная, а философская ее направленность. Отсюда и замедленный, рассудочный и рассудительный ритм ленты, и ее идейнофилософская нагруженность (а местами даже перегруженность), и сдержанная гуманистическая страсть в рассуждениях.
Режиссеры не любят, когда критики и теоретики называют их предшественников. Режиссеры любят слыть первооткрывателями, стараясь не замечать, что открытие давно уже произошло.
У фильмов С. Бабаяна есть фильмы-предшественники и есть режиссер-предшественник, и не думаю, что авторы «Тринадцатого апостола» обидятся за обнаруженную аналогию. Я прежде всего имею в виду «Солярис» и «Сталкер» Андрея Тарковского.
Упрек ли это или похвала — судить зрителям. Нам же абсолютно четко видно стремление С. Бабаяна к тому, что принято называть «стилистикой Тарковского». Внешне бесстрастное отношение к событийно-бессобытийному ряду, сознательное снижение значения всех предшествующих событий для более полного раскрытия события ключевого, в котором-то и закольцуются, переплетутся, переплавятся идеи, знаки и символы всего, что было до...
Этот фильм не для всякого любителя кино-фантастики. Как, впрочем, и проза С. Лема, Р. Брэдбери, братьев Стругацких тоже ведь не для всякого любителя фантастической литературы. Картина потребует от зрителей максимальной сосредоточенности и собранности, а те, кто придут в кинозал развлечься и отдохнуть, жестоко обманутся.
Но зритель, чья душа открыта тревогам мира и времени, проблемам нашей планеты и существования цивилизации, будет щедро вознагражден за соучастие в этой трудной и неоплатной работе: болеть и тревожиться за будущее, судьбы которого решаются сегодня.
А это следующее обращение режиссера к прозе Рэя Брэдбери, в которой С. Бабаяну вновь показалась более важной не занимательная, а философская ее направленность. Отсюда и замедленный, рассудочный и рассудительный ритм ленты, и ее идейнофилософская нагруженность (а местами даже перегруженность), и сдержанная гуманистическая страсть в рассуждениях.
Режиссеры не любят, когда критики и теоретики называют их предшественников. Режиссеры любят слыть первооткрывателями, стараясь не замечать, что открытие давно уже произошло.
У фильмов С. Бабаяна есть фильмы-предшественники и есть режиссер-предшественник, и не думаю, что авторы «Тринадцатого апостола» обидятся за обнаруженную аналогию. Я прежде всего имею в виду «Солярис» и «Сталкер» Андрея Тарковского.
Упрек ли это или похвала — судить зрителям. Нам же абсолютно четко видно стремление С. Бабаяна к тому, что принято называть «стилистикой Тарковского». Внешне бесстрастное отношение к событийно-бессобытийному ряду, сознательное снижение значения всех предшествующих событий для более полного раскрытия события ключевого, в котором-то и закольцуются, переплетутся, переплавятся идеи, знаки и символы всего, что было до...
Этот фильм не для всякого любителя кино-фантастики. Как, впрочем, и проза С. Лема, Р. Брэдбери, братьев Стругацких тоже ведь не для всякого любителя фантастической литературы. Картина потребует от зрителей максимальной сосредоточенности и собранности, а те, кто придут в кинозал развлечься и отдохнуть, жестоко обманутся.
Но зритель, чья душа открыта тревогам мира и времени, проблемам нашей планеты и существования цивилизации, будет щедро вознагражден за соучастие в этой трудной и неоплатной работе: болеть и тревожиться за будущее, судьбы которого решаются сегодня.
Полезность: 9211