Отзыв добавлен
"Облачный атлас" Дэвида Митчелла
Писатель Дэвид Митчелл по праву считается одним из лучших британских авторов современности. Его роман «Облачный атлас» (2004), номинированный в свое время на премию «Букер», демонстрирует писательское мастерство Митчелла во всем блеске. Недаром Лоуренс Норфолк назвал «Облачный атлас» в буквальном смысле завораживающей книгой.
Мне довелось читать «Облачный атлас» в два приема. Случайное совпадение с сюжетом романа: именно так в нем Роберт Фробишер читает дневник Адама Юинга, а Луиза Рэй – письма самого Роберта. Однако для «Облачного атласа» такое совпадение вполне логично. Почему? Потому что эта книга – своего рода перевертыш, где автор следует замыслу собственного персонажа: «Сначала каждое соло прерывается последующим, а потом все то, что было прервано, возобновляется по окончании предыдущего в обратном порядке», - так что написанный Робертом Фробишером секстет «Облачный атлас» оборачивается романом «Облачный атлас» Дэвида Митчелла. Такая перекличка реального и виртуального, прошлого и настоящего, настоящего и будущего, прошлого и еще более отдаленного будущего придает роману и цельность, и особую ценность.
Шесть историй, звучащих в этом лабиринте времени и пространства, рассказывают нам о, казалось бы, совершенно разных людях: нотариусе XIX века, музыканте 1930-х, журналистке 1970-х, книгоиздателе нашего времени, клоне-официантке из киберпанковского будущего и, наконец, о козопасе эпохи угасания цивилизации.
Однако мы шесть раз видим родимое пятно в виде «кометки», герои не однажды переживают внезапное узнавание, казалось бы, впервые увиденного, а в один из самых драматических моментов книги речь идет о «вечном возвращении» и о том, что мы недолго остаемся мертвыми: очередное наше рождение последует через один удар сердца.
«Такие изящные определенности», действительно, утешают.
Жизнь и смерть, правда и ложь, свобода и рабство, алчность и бескорыстие, трусость и отвага, воля рока и собственный выбор, поступок и бездействие, - эти черно-белые клавиши, которых мы касаемся в разных наших перерождениях сознательно или вслепую, и вплетают в итоге наш голос в плач или смех Вселенной.
Роман экранизирован в 2012 году Томом Тыквером и Энди и Ланой Вачовски, и если делать выбор между фильмом и книгой, я предпочитаю книгу – несмотря на все достоинства фильма.
Мне довелось читать «Облачный атлас» в два приема. Случайное совпадение с сюжетом романа: именно так в нем Роберт Фробишер читает дневник Адама Юинга, а Луиза Рэй – письма самого Роберта. Однако для «Облачного атласа» такое совпадение вполне логично. Почему? Потому что эта книга – своего рода перевертыш, где автор следует замыслу собственного персонажа: «Сначала каждое соло прерывается последующим, а потом все то, что было прервано, возобновляется по окончании предыдущего в обратном порядке», - так что написанный Робертом Фробишером секстет «Облачный атлас» оборачивается романом «Облачный атлас» Дэвида Митчелла. Такая перекличка реального и виртуального, прошлого и настоящего, настоящего и будущего, прошлого и еще более отдаленного будущего придает роману и цельность, и особую ценность.
Шесть историй, звучащих в этом лабиринте времени и пространства, рассказывают нам о, казалось бы, совершенно разных людях: нотариусе XIX века, музыканте 1930-х, журналистке 1970-х, книгоиздателе нашего времени, клоне-официантке из киберпанковского будущего и, наконец, о козопасе эпохи угасания цивилизации.
Однако мы шесть раз видим родимое пятно в виде «кометки», герои не однажды переживают внезапное узнавание, казалось бы, впервые увиденного, а в один из самых драматических моментов книги речь идет о «вечном возвращении» и о том, что мы недолго остаемся мертвыми: очередное наше рождение последует через один удар сердца.
«Такие изящные определенности», действительно, утешают.
Жизнь и смерть, правда и ложь, свобода и рабство, алчность и бескорыстие, трусость и отвага, воля рока и собственный выбор, поступок и бездействие, - эти черно-белые клавиши, которых мы касаемся в разных наших перерождениях сознательно или вслепую, и вплетают в итоге наш голос в плач или смех Вселенной.
Роман экранизирован в 2012 году Томом Тыквером и Энди и Ланой Вачовски, и если делать выбор между фильмом и книгой, я предпочитаю книгу – несмотря на все достоинства фильма.
Полезность: 163