Инструкция
1
Философскими истоками модернизма на рубеже веков стали новые идеологические концепции, в основе которых лежал принцип иррационализма, т.е. признание бессилия человеческого разума в познании вселенной, признание ее «хаотического» начала. Это понимание соответствовало тревожному мироощущению человека той эпохи, предчувствию событий, близких к катастрофе или апокалипсису. Общее обозначение кризисных, упадочных настроений получило название декаданса. Длительное время понятия «модернизм» и «декаданс» отождествлялись, однако такое понимание значительно упрощает значение этих понятий.
2
Модернизм как новое искусство современности был противопоставлен в целом традиционному искусству в выборе тем для творчества, форм, средств и приемов воплощения реальности. Идеи абсурдности и алогичности мира проникли в разные виды творчества и изменили общие представления о роли художника, который мог воспринимать мир только субъективно. Модернисты представляли себя творцами новой реальности и нового искусства, которое отвечало веяниям времени.
3
Культурное пространство эпохи модернизма включало в себя множество самостоятельных направлений, которые были различны по своей значимости и влиянию на развитие искусства в целом: символизм, экзистенциализм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, имажинизм, сюрреализм и т.д. Общими для них были принципы отрицания академической культуры, традиций искусства прошлой эпохи и, как следствие, отказ от традиционного языка и активный поиск новых приемов в изображении мира и человека. Иногда такие эксперименты приводили к абсолютно бессмысленным формам подачи творческого материала, например «заумный» язык, созданный кубофутуристами, который принципиально разрушал словесную ткань текста, или полный отказ от принципов линеарного воспроизведения явлений в живописи.
4
Условно эпоху существования модернизма можно разделить на несколько этапов. Ранний модернизм, оформившийся в течениях символизма, акмеизма, футуризма в 10-е годы ХХ столетия, отличался особой силой отрицания традиционного, эпатажностью и крайней экстравагантностью произведений искусства. Яркой иллюстрацией может служить моностих лидера московских символистов В. Брюсова «О закрой свои бледные ноги», которое стало концентрированным проявлением формальных экспериментов модернистов.
5
В годы Первой мировой войны в европейской литературе и живописи возникло течение дадаизма, ставшее воплощением крайней нелепости жизни, отрицающее и человека и искусство вообще. Дадаизм сформировал важнейшие приемы модернистской техники: «расчленение» реальной действительности на незавершенные фрагменты, «калейдоскопичность» случайных событий и их хаотичное соединение.
6
В 20-30-е годы возникло одно из самых значительных направлений в искусстве модернизма – сюрреализм. Теоретик течения Андре Бретон провозгласил абсолютно бунтарский характер сюрреализма против основ жизни, морали, человечности. Из недр этого направления «вышли» Луи Арагон, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали.
7
В годы после второй мировой войны модернизм воплотился в направлениях «театра абсурда», школах «нового романа», «поп-арта», в кинетическом искусстве и т.д. В 60-70-е годы появился термин «постмодернизм», объединивший новые явления в искусстве этой эпохи и распространившийся на все радикальные процессы жизни, включая феминистское и антирасистское движения.
8
Существует еще одно определение модернизма как сложного комплекса идеологических и эстетических явлений, включающего не только авангардные течения, но и творчество выдающихся художников современности, «перешагнувших рамки» эстетических воззрений и приемов модернистских школ. Это определение дает возможность поставить в один ряд имена М. Пруста, Д. Джойса, А. Белого, К. Бальмонта, Ж. Ануя, Ж. Кокто, Ф. Кафки, А. Блока, О. Мандельштама и других известных творческих деятелей эпохи модернизма.