По его романам миллионы людей изучали историю, даже не задумываясь о том, насколько вольно писатель жонглировал фактами. Он превращал гизаров в слуг герцога Алансона, как это было в графине де Монсоро, менял характеры и семейное положение персонажей (кто-нибудь слышал о том, что в реальности граф Луи де Бюси был женат, равно как и Гиацинт де Ла Моль?), создавал собирательные образы из нескольких исторических личностей, на выходе получая Портосов и Арамисов, и это далеко не полный список того, как своей фантазией знаменитый классик перекраивал историю. Вот только какая разница, что две трети его книг - выдумка? Кто, прочитав единожды "Королеву Марго", поверит каким-то энциклопедиям и нудным учителям истории, твердящим, что в романе кучи нестыковок?


Александр Дюма фактически положил начало новой эре в литературе. Отныне именно такими мы представляем исторические книги - яркими, захватывающими, полными интриг и приключений. Как много правды в них будет? Мало кто решит проверять. Но если вдруг такое желание возникнет, велик риск разочароваться в своих кумирах, будь они среди писателей или героев. Впрочем, это вовсе не значит что нужно отказываться от любимого жанра. Во-первых, в любой выдумке есть зерно истины. И даже у Дюма его можно отыскать при должном старании. Во-вторых, чтение - это не только поиск достоверной информации, но и развлечение. В конце концов, одним из самых популярных литературных направлений давно является фэнтези. В-третьих, всегда можно отыскать среди произведений классиков или современников те, где правда и вымысел сочетаются в приличной пропорции и среди нагромождения фантазии отчетливо проступает канва правды.


Поклонники Дюма, которые любят читать о Франции тех времен, когда на тронах восседали короли, а в кулуарах плелись интриги, но желают чуть больше проверяемых фактов в художественной литературе, могут попробовать познакомиться с творчеством Ольги Басковой, а точнее с ее романом "Подлинная история ожерелья Антуанетты". Ситуацию, которая произошла в годы, когда легендарная Мария-Антуанетта блистала на европейском царственном небосклоне, довольно трудно описать, не прибегая к помощи воображения. Она представляет собой нагромождение тайн, которые не дались ни одному ученому. Пропало ожерелье, заказанное для своей любовницы мадам Дюбарри Людовик XV. Его цена такова, что даже королева не может себе позволить подобную роскошь. Но ведь хочется одеть его на лебединую шейку! Тогда-то графиня де Ла Мотт, одна из последних незаконных потомков Генриха III Валуа и прославленная в веках авантюристка, вместе с графом Калиостро придумывает план, как присвоить себе сокровище. Почему бы не обмануть опального кардинала де Рогана, мечтающего вернуться ко двору, и не внушить ему, что ради милости королевы нужно лишь преподнести ее наперснице некое ожерелье?

Из истории каждый, кто увлекается фактами, знает, что все перечисленные персонажи были судимы по громкому делу. Ожерелье так и не нашли. Мария-Антуанетта была дискредитирована. Жанна де Ла Мотт получила публичное наказание, бежала из тюрьмы в Англию и там написала разоблачительные мемуары, послужившие спичкой на костре общественного негодования, направленного против царственной четы. Все это есть и в романе Ольги Басковой. Конечно, в сюжет вплетаются личные мотивы, романтические линии, находится владелец пропавших бриллиантов, а неподтверждённые документально факты о поздней жизни Жанны превращаются в правду. То есть, на прочный скелет подтвержденных данных, наращивается мясо придуманных эмоций, а догадки и предположения преподносятся как нечто не подлежащее оспорению. В результате получается весьма убедительный микс, который увлекает, интригует и заставляет проделать вместе с героиней романа длинный путь от нищих кварталов Парижа до богатых особняков Лондона и далее в Санкт-Петербург, чтобы закончить свои дни в жарком Крыму.

Во время чтения книги Ольги Басковой само собой напрашивается сравнение с творчеством Александра Дюма. Напряженная атмосфера тайны, предчувствие скорой беды, грозовые разряды на светлом небе и вот уже все вокруг затянуло тучами, из которых вот-вот хлынет дождь, способный стать настоящим ливнем и потопить в океане амбиций, эмоций, страстей и предательств любого, кто вовремя не уберется с дороги. Эпоха, выбранная для развития сюжета, характеры персонажей, основные линии - все кажется немного знакомым. Хотя сама ситуация другая, эмоциональная составляющая у автора-женщины традиционно сильнее, не в пример приключенческой линии, которая динамичнее и выгоднее оттеняет повествование именно у классика.

Нужно ли искать что-то новое, когда в распоряжении читателя десятки романов Дюма (а ведь есть еще Дрюон и ряд других аналогичных писателей, прошедших проверку временем)? Тут уж решать придется самостоятельно. Но, если такое желание возникнет, возможности есть. Ведь и в двадцать первом веке продолжают создаваться книги, в том числе в псевдоисторическом жанре, подразумевающем микс правды и лжи в пропорции от одного к одному до одного к бесконечности.