В психологии нет единого мнения, как понимать перфекционизм, однако и без точной дефиниции педагоги и детские психологи сходятся в одном: перфекционизм - это одно из невротических расстройств, ведущее к истощению, профессиональным деформациям, психосоматозам... Одним словом, ребенок-перфекционист вырастает нервным, недовольным собой и жизнью, несчастным человеком.
Некоторые родители, к сожалению, замечая (или даже развивая) первые признаки перфекционизма у своих детей, радуются и гордятся найденной болезнью. Они расказывают, что их Миша такой молодец, так старательно и аккуратно все делает, и пока все не сделает идеально, нипочем не отвлечется, такой уж у него характер, пока всех солдатиков не выстроит в строгой закономерности - не начнет играть.
Остается открытым вопрос, наследуется ли перфекционизм генетически, однако на сегодняшний день выявлено 4 типа родительского поведения, которые формирует мышление перфекциониста:
- Родители чрезмерно критичны. Здоровая критика, высказанная мягко, обоснованно, по-отечески - это одно; другое дело, когда ребенок получает одну только критику за все свои старания.
- Родительские ожидания слишком высоки. Некоторые покупают книги, обещающие воспитать вундеркинда, например. И живут в соответствии с книгами, а не с детьми.
- Родительское одобрение отсутствует или оно непоследовательно. Перекликается с первым пунктом. Ребенок не получает положительного подкрепления, так формируется дефицит, после чего ребенок приучается к мысли, что его не считают хорошим, потому что он не постарался как следует. Это может привести, помимо прочего, к трудоголизму.
- Родители-перфекционисты сами служат моделями для подражания, role model.
Родителям следует помнить, что психика ребенка очень активна, она требует немедленных действий, а это несовместимо с безошибочным поведением. Много проб и много ошибок - вот нормальная ситуация для ребенка, ничего страшного в ошибках и неверных решениях нет.
Некоторые родители внушают детям, что в игре есть правильное и неправильное поведение (это не относится к стандартным правилам типа игры в футбол или в шахматы, речь об игре вообще) , и когда дети, скажем, рисуют слона красным, а солнце зеленым, такие родители объясняют, что так делать не положено.
Детская психика инициативна, а некоторые родители внушают детям полярную установку - или делай превосходно, или не делай вообще. Это противоречит нормальному ходу вещей, методу проб и ошибок, но хуже то, что это убивает инициативу.
Надо признать, что хотя и мало кто из родителей наказывает детей за промахи, вместе с тем некоторые родители ругают за уточнения и вопросы.
Воспитание - ответственный о сложный процесс, родителям следует каждое утро напоминать себе о том, что только они в первую очередь влияют на то, каким будет человек, когда вырастет, но они же способны нанести и серьезный вред. Чаще прощайте детям ошибки и учите их по-доброму, не игнорируйте просьбы и вопросы, благодарите за инициативу.