«Оксанка»
Была война. Весна. Дороги – грязь непроходимая. Даже танки встали. Русские окружили немецкие подразделения. Нужны были патроны и снаряды, а движение встало. Жители села все видели и решили помочь. Взвалили на себя мешки со снарядами и пустились в путь. Пошли все, даже дети. Среди них была и Оксанка, которой был всего годик. Она шла вместе с мамой и в руке несла патрон.
Пришли люди, отдали солдатам боеприпасы. Оксанку заметил один боец. Удивился маленькой помощнице. Девочка, улыбаясь, протянула на ладошке патрон. Взял снаряд солдат, вставил в обойму и сказал спасибо Оксанке. Люди вернулись в село. Вдалеке грохотали выстрелы. Мальчишки спорили. Чей снаряд взорвался. Гордость была в этом споре и радость, что смогли помочь русским солдатам освободить село от фашистов.
«Трое»
Алексеев С. рассказывает о трех мальчишках-партизанах, которые хитростью и смекалкой смогли обезвредить группу фашистов.
Немцы отступали. Шли через деревни. Не успели до ночи и остались на ночевку в разрушенной деревне. Ночевать негде, все дома сожжены. Укрылись в старом сарае. Зима. Холодно. Замерзали фашисты в сарае. Думали, где дров для костра взять.
Вдруг из темноты появились мальчишки. Немцы насторожились, но бдительность пропала. Они увидели, что ребята несут дрова. Обрадовались, опустили автоматы. Разожгли костер, согрелись. Мальчишки еще раз принесли им дров и тихо ушли.
Через несколько минут грянул взрыв. От сарая и от фашистов не осталось и следа. Это взорвались припрятанные в вязанке мины. Много совершили подвигов дети-партизаны во время войны. Помнят о них люди. По всей России стоят памятники детям-героям.
«Фотографии»
В рассказе А. Приставкина брат и сестра попали в детский дом. Было это во время войны. Брат, чтобы сохранить в сестре память о родителях, показывал сестренке фотографии. Рассказывал ей об отце, который воюет.
Однажды пришло письмо о смерти матери. Мальчику захотелось убежать из детского дома, куда глаза глядят. Но он почувствовал себя еще более ответственным за сестренку. Когда они снова разглядывали фотографии, брат ответил сестренке на ее вопрос, что мама затерялась, но он обязательно ее найдет. Чтобы Людочке было спокойнее, он стал говорить о тете, называя ее хорошей. Наверное, у него теплилась надежда на возвращение домой к тете.
Чрезвычайно тяжело было мальчику, когда он узнал о гибели отца. Когда они снова рассматривали фотографии, он начал говорить о тете, о том, что она замечательная, удивительная. Девочка помнила, что мама, по словам брата, затерялась, и спросила его об отце. Шестилетняя девочка военной поры уже многое понимала: задала вопрос о том, совсем ли затерялся отец. И брат увидел ее «чистые испуганные глаза».
Пришло время, и детей начали возвращать к родственникам. Работники детского дома написали тете этих ребят. Но, к сожалению, она не могла их принять. Снова разглядывая фотографии, мальчик несколько раз показывал сестренке и ее, и себя, убеждая и себя, и Людочку, что их очень-очень много.
Так подросток, почувствовав ответственность за свою и сестренкину судьбу, хотел убедить и себя, и сестру, что они не одиноки, что они вместе и что они не расстанутся.