Как развивать речь ребенка до года
Интонации – это первое, что ребенок учится распознавать в этом мире. Именно поэтому так много говорится о вреде ссор при ребенке - даже находясь в другой комнате, ребенок может улавливать раздраженный голос матери и воспринимать это как угрозу.
В возрасте до 1 года способность понимать слова все еще опережает способность их воспроизводить. Но это вовсе не означает, что необходимо подгонять ребенка и разговаривать с ним в формате «повтори слово». Подобное механическое построение речи в младенчестве загоняет матрицу речи ребенка в строгие рамки, лишая импровизации в будущем. Для запуска речи существует разнообразие техник и упражнений.
1) Режим радио.
Все мамы знают, что с ребенком необходимо постоянно разговаривать. Ученые доказали: чем больше разнообразных слов малыш слышит в период до года, тем лучше развиваются его интеллектуальные способности в будущем. С появлением ребенка в вашей семье необходимо перейти в «режим радио - не просто разговаривать с ребенком в момент контакта с ним, но и комментировать все происходящее вокруг, свои действия, окружающие предметы и их назначение.
2) На одном языке.
Суть метода заключается в обучении ребенка новым слогам. Вступите с ребенком в диалог, используя те же слоги, что и он сам. Каждый раз изменяйте порядок произношения слогов - то одиночными, то сериями по несколько слогов. Каждое занятие вводите новые слоги, схожие по звучанию с теми, что ребенок уже знает и использует.
3) Разные интонации.
Как уже говорилось выше, ребенок до 1 года прекрасно разбирается в интонациях и может подражать им. Выберите слог, знакомый ребенку, и произнесите его в разных интонациях, с разным уровнем громкости звука. Это помогает понять разницу в произношении одного и того же звука, а также знакомит с понятием «тихо-громко».
4) Что говорит корова.
Самое время начинать изучать с ребенком звуки, которые произносят животные или разные предметы. Каждый раз, когда вы читаете с ребенком книжку, или купаете его с игрушками в ванной, берите предмет и имитируйте звук, который он издает. Усиливает эффект от этого занятия использование разных аналогов одного или того же предмета/животного. Например, в книжке вы показываете на корову и говорите: «корова говорит му-му», это же действие выполняете, когда показываете игрушечную корову.
Данный способ тренирует ассоциативную память и логику ребенка, в дальнейшем помогая легко узнавать видоизмененные аналоги знакомых ему предметов и идентифицировать их.
5) Звук в пространстве.
Это занятие развивает у ребенка способность находить предметы по его звучанию. Кладите любимые музыкальные игрушки ребенка в разные места комнаты, но так, чтобы визуально малыш смог найти игрушку. Далее эмоционально спрашивайте: «где мишка/котик/пианино?», побуждая ребенка к поиску любимого предмета.