Московский метрополитен - это целый подземный город, состоящий из полутора десятков линий и двух с лишним сотен станций. Свою историю он ведет с 1935-го года, когда был открыт первый участок Сокольнической линии.
Изначально планировалось строительство метро с таким расчетом, чтобы отдельные ветки соединяли противоположные части города. Так оно и было вплоть до открытия в середине прошлого века Кольцевой линии, значительная часть которой проходит на уровне Садового кольца с некоторыми отклонениями от него ради доступа к большей части находящихся в столице железнодорожных вокзалов.
В местах пересечения Кольцевой линии с другими построены пересадочные станции. Именно к этим станциям и относится понятие "радиальная станция метро", поскольку линии, пересекающие Кольцевую, являются частично ее радиусами. Соответственно сами эти линии стали именоваться радиальными. Произошли эти названия от латинского слова radius, что в переводе на русский обозначает луч, радиус, в геометрии - отрезок, соединяющий две точки на окружности.
Здесь имеется очень интересный момент. Некоторые станции Кольцевой и радиальных линий имеют различные названия, а некоторые одинаковые. К первым относятся следующие станции:
- У Серпуховско-Тимирязевской линии "Серпуховская" на юге и "Менделеевская" на севере являются пересадочными с "Добрынинской" и "Новослободской" Кольцевой линии соответственно
- У Таганско-Краснопресненской линии "Баррикадная" на севере пересадочная с "Краснопресненской" Кольцевой линии
- У Калининской линии "Марксистская" имеет пересадку на "Таганскую" Кольцевой
- У Люблинско-Дмитровской линии "Чкаловская" - пересадочная на "Курскую" Кольцевой.
Ко вторым, имеющим общие названия, относится большинство станций. Как раз для их идентификации и удобно применять терминологию кольцевых и радиальных:
- У Замоскворецкой линии "Павелецкая" на юге и "Белорусская" на севере
- У Сокольнической линии "Парк Культуры" на юге и "Комсомольская" на севере
- У Калужско-Рижской линии "Октябрьская" на юге и "Проспект Мира" на севере
- У Таганско-Краснопресненской линии "Таганская" на юге
- У Арбатско-Покровской "Курская" на востоке
- Особняком стоит станция "Киевская". Такое название имеет кольцевая станция и сразу две радиальных, относящихся к Арбатско-Покровской на западе и Филевской линиям.
Поэтому принято для избежания путаницы указывать название станции и её принадлежность к Кольцевой или радиальной без упоминания официального наименования последней.
С учетом того, что столичный метрополитен продолжает свое развитие, будет интересно, сохранится ли данная практика именования станций при окончательном открытии Большой Кольцевой линии. На текущий момент такая станция "Савеловская" имеется в месте пересечения Большой Кольцевой и Серпуховско-Тимирязевской линий. А вот при пересечении Большой Кольцевой с Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линиями станции пересечения имеют различные названия: "Петровский парк" и "Динамо", "Хорошевская" и "Полежаевская" соответственно.