Правильным решением при покупке б/у автомобиля будет проверка его специалистами на станции техобслуживания. Отогнать туда машину нужно сразу же. Если это сделать невозможно, то вам нужно рассчитывать только на себя. С проверкой салона и целостности кузова проблем может и не возникнуть. Но, совершая покупку, проверить состояние двигателя – это нетривиальная задача. Как же это сделать?
Необходимо для проверки:
- перчатки;
- чистую тряпочку;
- листок бумаги.
Первым делом загляните под капот. Вы не увидите на моторе, который в исправном состоянии, пятен и потеков масла. Даже малый признак утечки масла выльется впоследствии в крупные проблемы. Район вокруг бензонасоса и распределителя зажигания, нуждается в повышенном внимании.
Истлевшие сальники и уплотнители из резины запросто спровоцируют утечку масла, как и хомуты, плохо затянутые на патрубках. Если между крышкой и головкой блока цилиндров есть зазор, то это наверняка станет одной из причин утечки. Необходимо удостовериться, что на стыке, где крышка соприкасается с головкой, нет масляных следов или пятен герметической пасты.
Владелец, продавая автомобиль, обычно приводит двигатель в более-менее исправное состояние, но какую-то мелочь, возможно, и пропустит. Если раньше мотор разбирали, то на болтах и гайках будут видны мелкие царапины. Обратите внимание на этот явный признак. Некоторые продавцы предпочитают скрывать даже о плановом осмотре внутренностей мотора. Поэтому, постарайтесь всё предельно внимательно осмотреть (даже на внутренней стороне капота неисправности двигателя могли оставить характерные следы).
Проверьте масло и охлаждающую жидкость. Тосол проверяется легко - открутите крышку на радиаторе или бачке, а масло – окунув в него щуп. Сразу посмотрите на консистенцию масла – хорошо, если оно не будет вязким или с какими-то примесями. Так же оно обязано быть прозрачным и без воздушных пузырьков. Никакого налёта или разводов на щупе быть не должно.
Тосол должен быть того же качества, что и масло: без пузырьков и масляных разводов на поверхности. Вообще хороший тосол - это прозрачная жидкость со специфическим приторным запахом. При его утечке из бачка, на поверхности образуются мелкие пузырьки. Утечка тосола, то это предвестие серьёзной проблемы в будущем. Если в головке блока образовалась трещина или прохудилась прокладка, то жидкость для охлаждения будет затекать в мотор. Это может причинить серьёзный урон его состоянию, вызывая коррозию поршневых колец.
На двигателе есть отверстие, через которое заливается масло (маслозаливная горловина). Загляните под её крышку. Если под ней или на стенках горловины присутствует пена или налёт, то это весьма плохой симптом. Если тосол протекает внутрь двигателя, то вы обязательно увидите налёт желтоватого цвета и плотной консистенции. О последствиях этого для двигателя мы уже говорили.
Проверьте свечи и изделия из резины. Шланги и прокладки должны быть неповреждённые и без трещин. Множество дефектов может быть не видно под слоем пыли и копоти. Наденьте перчатки и хорошенько протрите все доступные узлы для осмотра, даже если моторный отсек не мыли несколько лет.
По возможности выкрутите несколько свечей. По их внешнему виду можно провести небольшую диагностику.
Если свечи нормальные, то они будут немного окислены (покрыты сероватым или светло-желтым налётом) и со слегка изношенным электродом. Двигатель будет стучать во время работы, если керамический изолятор свечи растрескался. Некачественное машинное масло оставляет много отложений светлого цвета на свечах. Раннее зажигание и плохое горючее может оплавить центральный электрод свечи, но это исправимая неполадка. Хуже будет, если это признак неполадок с распределителем зажигания или клапанами. Производители топлива и машинного масла могут использовать много присадок. В этом случае, электрод сильно изнашивается, и свеча покрывается обильным слоем сажи.
Износ поршневых колец, направляющих клапанов и даже истирание цилиндров – всё это может привести к замасливанию свечи. Обратите на это пристальное внимание. Однако замасливание может происходить и по более банальной причине: масла в смазочную систему залито с избытком.
Старый воздухофильтр или неполадки в создании воздушно-топливной смеси, оставляют на свечах слой гари.
Заведите машину, и нажмите на газ. Никаких посторонних звуков или скрежета стартер издавать не должен. Температура воздуха или степень прогрева не должна влиять на двигатель. Он должен запуститься с первой попытки.
Если один из цилиндров вышел из строя, то мотор будет троить. При этом ритм его работы становится сбивчивым, и сам двигатель содрогается от вибраций и дёргается. Причин этому несколько: поршень, который мог прогореть, вышедшее из строя зажигание, неполадки со свечами, а также слишком насыщенная смесь. Работа мотора должна быть ровной. Поговорите с владельцем, если есть какие-то проблемы.
Прогрейте двигатель и внимательно присмотритесь к приборам, измеряющим температуру и давление масла. В идеале, стрелки датчиков должны показывать среднее положение. Показания приборов обязаны быть в норме.
Присмотритесь к выхлопам. Если при запуске из трубы повалил густой дым белого цвета, и сразу же прекратился, то можете не беспокоиться. Это всего-навсего был конденсат.
Вообще реально проводить диагностику своими силами, изучая выхлоп.
При сгорании в цилиндрах охлаждающей жидкости, появляется белый сизоватый дым со сладковатым запахом, который мгновенно растворяется.
Повисающий в воздухе синий с беловатым оттенком дым, витающий сиреневой мглой над поверхностью земли, признак сгорания большего, чем нужно, количества масла.
Если у сгорания топлива низкая продуктивность, то из глушителя появится чёрный выхлоп. К сожалению, причин этому множество: забитые воздушные жиклёры, вышедший из строя прибор измерения расхода воздуха, разгерметизировавшиеся форсунки, а так же поломанный лямбда-зонд. Высокотоксичный выхлоп и ускоренное изнашивание двигателя – вот последствия неполадок. Ремонт этих неисправностей может влететь в копеечку. Поэтому, старайтесь их выявить заранее.
Совершите тест-драйв. Если двигатель не рассказал всё о себе, работая вхолостую, то заезд всё покажет. Не поленитесь испытать динамику мотора при разгоне и, обязательно, с нагрузками. Прочувствуйте, как пониженные и высокие обороты влияют на езду машины. Обращайте пристальное внимание на подозрительные шумы, какой из выхлопной системы идёт дым, резкую утрату мощности, посторонний стук и ровная ли работа у двигателя при таких различных условиях.