Сезонность может быть связана с погодными условиями, каникулами школьников, временем отпусков. Для кого-то, например, лето — самая горячая пора, а для кого-то — несезон. Самое худшее решение для бизнеса при сезонном спаде продаж — ничего не предпринимать и ждать роста. Но это время можно использовать эффективно.
Во-первых, прогнозируемый спад — лучшее время навести порядок в делах, разобрать бумаги, просчитать доходы и расходы. В конце концов, можно уехать в отпуск и оставить все дела менеджеру. И приступить к подготовке к высокому сезону уже с новыми силами, а иногда и с новыми идеями. План отпусков сотрудников тоже нужно продумывать заранее и согласовывать с ними. Особенно это касается тех отраслей, где горячий сезон — именно лето.
Во-вторых, это прекрасная возможность подготовиться к росту продаж. Если вы продаете товары, то сделать товарные запасы, проанализировать рынки, поискать новые тренды на иностранных сайтах и в соцсетях. Сделать фотосессию, обновить информацию на сайте, заняться новыми каналами продаж, на которые обычно не хватает времени. Уже только эти действия могут привести к небольшому росту продаж.
Особенно будьте внимательны к качеству сервиса, помните, что наибольшую ценность представляют именно постоянные клиенты. Не скупитесь на скидки, подарки и приятные бонусы.
Предлагайте вашим клиентам акции и скидки, даже если в обычное время вы их не очень приветствуете. Особенно скидки и распродажи актуальны, если у вас быстропортящийся или выходящий из моды товар. Отличный пример — некоторые булочные и кондитерские каждый вечер за час до закрытия продают все с хорошей скидкой. Таким образом списание товаров сводится к минимуму, плюс заведение получает лояльность клиентов.
В некоторых случаях можно задуматься о дополнительном товаре или услуге. Но здесь очень важно, чтобы целевая аудитория совпадала. Например, если вы продаете лыжи в зимний период, то летом можно предлагать роликовые коньки или секйтборды. Целевая аудитория остается та же — люди, предпочитающие активный отдых. Если у вас обычающий центр для детей, то можно организовать летний лагерь или выездные мероприятия на природу.
Креативное мышление всегда может прийти на помощь, если в какой-то из сезонов клиентов становится меньше. Например, на рынке организации свадеб. Если летом задействованы практически все специалисты, то поздней осенью и зимой придется отстраиваться от конкурентов. Можно это сделать при помощи скидок, а можно путем предоставления дополнительных услуг, или того, что не предлагают конкуренты.