Православные верующие стремятся не только освятить свою жизнь верой, добрыми делами, молитвой и милостыней. У христиан принято освящать, например, дома, личный транспорт. Тем более для воцерковленного человека важно носить освященный священником символ спасения – крест Христов. Эта святыня указывает на великую любовь Бога к человечеству, который посредством распятия и самой позорной смерти на кресте даровал человеку вновь возможность быть со своим Творцом в раю.
По православной традиции чин освящения обязательно производится священником – человеком, облеченным в священный сан и имеющим право совершать священнодействия. Каждый православный священник может освятить нательный крест, причем совершение действия практикуется как в храме, так и, при необходимости, в ином месте (например, при крещении на дому или совершения таинства в больнице). Чаще всего нательные кресты освящаются в храме.
Для того, чтобы освятить нательный крестик человеку необходимо прийти в храм в то время, когда в нем находится священник. Желательно предварительно узнать, будет ли священнослужитель в определенное время в церкви. Если в храме осуществляется богослужение, то освящение нательного креста может быть совершено или перед службой, или после ее окончания. Иногда нательные крестики освящаются непосредственно перед таинством крещения. При этом стоит учесть, что в большинстве случаев кресты, которые приобретаются в храме, уже освящены специальным чином. Если крестик был куплен в магазине или вне храма и нет точной убежденности в том, что он освящен (в большей части случаев кресты в ювелирных магазинах не освящены), то необходимо попросить священника об освящении.
Как совершается освящение нательных крестов
Освящение нательных крестиков совершается священником в облачении епетрахили и поручах. Иногда на священнослужителе может быть еще и риза (фелонь). Некоторые священники освящают кресты в алтаре, чтобы по окончании чина приложить к престолу. Однако, крест может быть освящен и вне алтаря.
Православный требник содержит определенное чинопоследование на освящение креста, носимого на «персех» (груди). Оно начинается обычным возгласом священника «Благославен Бог наш…», после чего следуют предначинательные молитвы. Молитва Святому Духу «Царю Небесный» (в период пасхальных дней заменяется на праздничное пение тропаря «Христос Воскресе»), трисвятое, молитва Святой Троице, «Отче наш». Далее священнослужителем читаются или поются тропарь и кондак Кресту (праздничные богослужебные тексты дня Воздвижения Креста Господня), кондак Пресвятой Богородице, в котором испрашивается заступничество Матери Божией. После этих начальных молитвословий священник читает две молитвы на освящение креста, вторая из которых по указанию требника произносится «в тайне» (то есть не в слух). После исполнения указанных молитвословий крест окропляется святой водой и священник читает отпуст – заключительную краткую молитву последования.
После совершения чина освящения нательный крестик отдается верующему и носится на груди как великая освященная святыня.