Опираясь на работы психологов, возможно построить схему для изучения сложных форм человеческой деятельности. Ее структура:
- получение информации;
- постановка задач;
- создание шаблона поведения и схемы ожидаемых результатов;
- действия и их результаты.
Каждый пункт схемы определяется в редакторской работе конкретными практическими этапами.
Первый компонент — авторское произведение попадает к редактору. Если это художественное произведение, редактор прочитает аннотацию, краткое содержание.
Второй компонент — редактор ставит задачи. Они зависят от внешних обстоятельств и качества материала. На этом этапе определяется вид правки, объем рукописи, жанр и форма контакта с читателем.
Третий компонент — план действий при редактировании. Редактор выбирает метод работы над текстом: самостоятельно, вместе с автором или отправление рукописи на доработку.
Последний этап — редактирование. Процесс обусловлен коммуникативной связью между читателем, автором и редактором. Только редактор совмещает в себе творчество и аналитик. Поэтому психологи проводят исследования в работе редактора, когда воображение обрабатывается логикой.
Ожидаемый результат в процессе работы — это осознание текста, серьезное отношение к каждому слову, понимание различных оттенков повествования.
Основа работы — контроль. Это умение взглянуть на текст со стороны читателя. Благодаря контролю текст правится и меняет форму, становится четким и легким для восприятия. Важно почувствовать момент, когда редактирование надо прекратить, иначе чрезмерная обработка приведет к простоте текста, который вызовет только скуку.
Для автора редактор — первый читатель, который объективно оценит рукопись и начнет работать над ней вместе с писателем. Психологическая модель применяется потому, что благодаря ей редактор сохраняет активное восприятие текста и создает правки и рекомендации для автора на протяжении всей работы над текстом.
- Текстовая деятельность редактора. Автор: Кириллова Е.В.