- Подготовка. Внезапность в таком творческом процессе не самый лучший помощник. Поэтому о проведении мозгового штурма лучше предупредить участников за несколько дней. За это время они успеют заранее обдумать вопрос. Исключением из этого правила могут быть форс-мажорные ситуации.
- Много участников. Правило «чем больше, тем лучше» как раз попадает в «золотую десятку» эффективного мозгового штурма. Процесс становится еще интереснее, если в нем участвуют люди с разными векторами мышления, разных должностей и рангов. Можно также использовать сторонние ресурсы, внештатных сотрудников, людей, не относящихся к компании. Исходы таких мозговых штурмов могут быть неожиданными.
- Постановка проблемы. Начало процесса рекомендуется посвятить уточнению исследуемого вопроса, его деталей, то есть произвести настройку участников на одну творческую волну.
- Всё под запись. Все идеи, которые озвучиваются в процессе мозгового штурма, нужно фиксировать. Для этого из команды выбирают одного человека на роль ведущего. От него требуются объективность, внимательность и скорость. Для записи лучше использовать средства наглядности (например, маркерные доски).
- Никакой критики. Это правило относится к этапу генерации идей. Следует принимать абсолютно все варианты, даже нелепые и фантастические. Часто именно последние, приближенные реальности, принимаются за решение проблемы.
- Тёплая атмосфера. Для производства максимально большого количества идей рекомендуется создать комфортную, непринуждённую обстановку. Ведь неопытные участники могут стесняться и не озвучивать свои мысли из-за доминирования начальства или сотрудников высоких рангов. Во избежание таких ситуаций иногда используют закрытую (или анонимную) генерацию. Каждый участник записывает варианты на бумаге и скидывает в общую урну. Однако этот способ снижает творческую волну и мешает мыслительному взаимодействию.
- Интеграция идей. Повысить эффективность мозгового штурма поможет и объединение вариантов, предложенных участниками различных должностей, усовершенствование их.
- Моделирование. На этапе генерации важно и прогнозирование. Например, решение принято, но при реализации его всё обернулось противоположным образом планам. Такое моделирование помогает выработке дополнительных илей, а также психологически закаляет и готовит сотрудников к любым ситуациям.