В ход обычно идут самые распространенные способы.
· Прекрати сейчас же! Люди на нас смотрят. Как тебе не стыдно?
· Если ты сейчас же не прекратишь, то останешься без сладкого / пойдешь в угол / не получишь подарок
· Если ты сейчас перестанешь рыдать, то дома тебя будет ждать сюрприз
· Ой, посмотри какая машина едет / птичка летит
Помогают ли такие техники? Часто помогают. Но помогают здесь и сейчас перестать «позориться», а вот на дальнейшую перспективу они работают не лучшим образом. Выстраивать доверительные отношения между ребенком и родителем они не позволяют. И не позволяют детям научиться понимать свои чувства.
КАК ПРАВИЛЬНО:
Обратите внимание: сейчас мы говорим не про истерики-манипуляции. Это не значит, что подобное не заслуживает внимания к ребенку, просто действия там будут немного другие.
Сейчас мы говорим о ситуации, когда ребенок болезненно на что-то реагирует.
Шаг первый: вспомнить, что слезы ребенка всегда сигнализируют о том, что ему плохо. Он не симулирует и не выдумывает, для него действительно это важно.
Шаг второй: не пытайтесь запретить ему переживать. По-другому можно сказать, не запрещайте ему чувствовать то, что он сейчас чувствует. Даже если вам кажется, что ситуация ерундовая.
Шаг третий: если получится утешить и успокоить, то сделайте это. По крайней мере, обнимите и дайте понять, что вы рядом.
Шаг четвертый: постарайтесь разговорить ребенка. Пусть расскажет вам, что за проблема с ним случилась, что с ним происходит, отчего он плачет. Нам кажется, что наши дети маленькие и глупые, но они довольно часто удивляют нас глубиной своих переживаний и рассказов о них. Особенно, если в семье это привычное дело.
Шаг пятый: попытайтесь вместе придумать выход из ситуации. Порой даже не само решение проблемы, а поиск этого решения приводит к снятию напряжения.
Шаг шестой: решите проблему, если это возможно.
Иногда бывает тяжело каждый раз держать в голове эту схему и следовать ей. Но пусть вас утешат два факта: с каждым разом будет получаться все легче и легче, со временем дойдет до автоматизма. И дети, которым не ставили запрет на чувства, а учили их распознавать и работать с ними, вырастают чуткими людьми, способными выстраивать глубокие отношения.