Во-первых, давайте определимся, в каких сферах нашей жизни нравственность играет самую важную роль.
Отношение с самим собой. Здесь на первый план выходит представление человека о себе самом, его самооценка. Я хороший или плохой? Я трудолюбивый или не очень? Достойный ли я человек? Чего я заслуживаю в этой жизни? Адекватная самооценка во многом обуславливает следующий пункт.
Отношения с другими. Высокомерно человек относится к людям или с принятием и любовью. Дружелюбно или с агрессией, искренне или лицемерно.
Отношение к деятельности. Разгильдяйство или ответственность, трудолюбие или безалаберность, целеустремленность или расхлябанность.
Отношение к собственности. Я щедрый или жадный? Бережливый или транжира? Завистливый или бескорыстный?
Определившись с тем, какие вопросы стоит задавать, чтобы держать вектор развития нравственности, перейдем к этапам и способам, которые помогут нам воспитать из наших детей нравственных личностей.
1. Знакомство с нравственностью. Первоначально для этого необходимо само представление о добре и зле, что такое хорошо и что такое плохо в разных ситуациях. У ребенка на этом этапе должно возникнуть желание следовать хорошим поступкам, идти доброй дорогой, стать частью дружелюбного мира. Это формирование эмоционального отношения и это ни в коем случае не должно стать требованием. Нравственное воспитание детей – это привитие вкуса, воодушевление, вдохновение ребенка.
Этот этап начинается с того момента, как ребенок начинает понимать речь. И здесь нам в помощь всё многообразие многовековой культуры человечества: от античных времен до современного искусства. Театры, кино, книги, мультфильмы – каждый из этих источников хранит в себе невероятное количество человеческих поступков, мыслей и чувств. И важным для родителей остается только провести ценз тех произведений, с которыми сталкивается их ребенок почти с самого рождения.
2. Наглядность нравственных поступков. Вторым этапом здесь становится то, в каком окружении ребенок живет, с какими ценностями сталкивается и как это оценивается его близким окружением. Не зря говорят, что воспитывать надо прежде всего себя, а не ребенка – он все равно будет похож на вас. Больше разговаривайте со своими детьми о тех ценностях, в которых вы живете, что вы видите вокруг себя. И еще чаще показывайте наглядно своими собственными поступками, чем отличается добро от зла, чем добро и трудолюбие вознаграждаются.
3. Закрепление. На этом этапе ребенок уже сам является активным участников. Он проявляет себя, учится соответствовать самому себе и его представлениям о мире. Здесь закрепляются полезные привычки и воспитывается характер. Сам ребенок учится оценивать происходящее рядом с ним и соответствовать этой оценке. В это время очень важным является поддержка окружающих. И может быть, помощь, если она требуется.