Изучение психоанализа начинается не с какого-то обследования и наблюдения за протеканием болезни, а с простых психических явлений, которые можно заметить у каждого здорового человека. И нашим объектом исследования станут ошибочные действия: оговорки, описки, очитки, ослышки, коротковременное забывание, запрятывание (по З. Фрейду). Казалось, зачем изучать такие мелочи? Но мелочи чаще всего становятся причинами болезни. И нельзя недооценивать едва заметного изменения в поведении: именно по ним молодой человек может понять, что завоевал благосклонность девушки, или, напротив, она флиртует и привлекает его внимание. Затянувшееся рукопожатие, пристальный взгляд, забывание ключей – всё это малая часть повседневной жизни.
В психоанализе ошибочные действия не рассматриваются, если они вызваны физиологическими или психофизиологическими причинами. Ведь ошибки в произношении или забывание можно легко объяснить явным заболеванием. Но как объяснить случаи, когда человек пытается вспомнить слово, говорит "что оно вертится на языке", а когда кто-то другой произносит его, то тут же вспоминает это слово. Или случаи, когда опечатки пытаются исправить по несколько раз, но они все равно проскакивают в готовый текст?
Нет вины «нечистой силы» или потустороннего мира. Одной из главных причин, которую рассматривает психоанализ, это внушение. Причем человек может внушить действие или мысль сам себе, выдавая ложное за явь. Все зависит от внутренних желаний. Если человек голоден и хочет купить красивое пирожное, хотя пришел за молоком, он бессознательно купит пирожное, порой забывая про то, что хотел купить.
Когда мы оговариваемся, помимо внушения и самовнушения, также влияет соотношение звуков. Если два слова похожи и недавно были проговорены, то они незаметно для оратора могут поменяться местами. Еще одна причина оговорок – это словесные ассоциации. Бывает, когда мы видим что-то или кого-то, ассоциирующееся с каким-то словом или словосочетанием, которое само собой проговаривается вслух. Многие поэты и писатели расценивали ошибочные действия героев, как мотивы к действиям. Тайные мотивы – сокровенные желания. И Зигмунд Фрейд соглашается с ними, высказывая предположение, что некоторая часть ошибочных действий связана с бессознательной деятельностью нашего разума.