Установление данной незаконной меры не только входит в противоречие с основополагающими принципами гражданского, предпринимательского и иных отраслей права; препятствует исполнению судебного акта; но создает негативные условия для ведения хозяйственной деятельности общества, поскольку, к примеру, в результате истечения срока действия полномочий генерального директора, возникают проблемы с контрагентами, появляется возможность оспаривания сделок, заключенных генеральным директором общества, как незаконных. Соответственно, возникают и другие негативные последствия для общества, связанные с этим.

 

Установлением запрета на изменение данных о генеральном директоре общества нарушаются и положения Конституции РФ о запрете в РФ принудительного труда, нельзя принудить к исполнению своих обязанностей генерального директора общества, в том числе по установлению такого запрета СПИ. Это законом не предусмотрено.

 

Между тем, устанавливая такой запрет, СПИ базируются на том, что при уклонении должника от исполнения судебного акта по делу, к ответственности можно будет привлечь генерального директора такого общества-должника, в связи с тем, что, по их мнению, такой запрет препятствует уходу от ответственности генерального директора общества – возникает проблема со сменой, в результате чего должник-общество не может уклониться от погашения долга.

 

Учитывая ее незаконность, суды отрицательно относятся к применению СПИ данной меры принудительно исполнения (Постановление 9 ААС по делу № А40-176032/15 от 28.03.16, Постановление АС Московского округа по делу № А40-15772/2016 от 23.01.17).

 

Помимо изложенного, также важно обратить внимание, что, во-первых, по закону,  сведения о ЕГРЮЛ должны быть достоверными, не допускается их искажение; а во-вторых, не допускается установление незаконных препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности общества, и здесь речь идет о таких последствиях применения названной меры, как о существенном ограничении полномочий генерального директора и учредителей общества, а также предоставление в этой связи недостоверной информации не только налоговым органам, но и неопределенному кругу лиц: ведь таким образом еще и третьи лица вводятся в заблуждение относительно полномочий лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности.

 

Поэтому в случае применения не установленной законом меры СПИ самый эффективный способ – это своевременное и качественное обжалование такой меры, как незаконной.