В самую первую очередь можно понять, какими мотивами и потребностями руководствовался этот человек. Способности, интеллект и навыки преступника прослеживаются в том, как именно он совершает преступление, и какие способы он использует, для того чтобы его скрыть. Здесь можно определить профессиональную принадлежность, привычки и занятия преступника.
Вообще, преступления происходят в обстоятельствах сильного воздействия на психику различных факторов как внутренних, так и внешних. Это могут быть страх того, что его обнаружат на месте совершения преступления и ограниченное время. Причина кроется в избытке эмоционального и нервно-психического напряжения преступника. По этой причине мышление становится жестким, восприятие становится хуже, падает уровень внимания к осуществляемым действиям. Следствием всего этого может стать осуществление даже незапланированных преступником действий.
Преступник вносит изменения в само место преступления, что, в свою очередь, оказывает влияние на его психику. Его реакции на раздражители становятся неадекватными. Для сокрытия преступления злоумышленник может уничтожить некоторые следы и использовать инсценировки. Часто они направлены на то, чтобы следователя подвести к мыслям о менее тяжком злодеянии.
Наблюдение – это главный метод, используемый для изучения места преступления. Для большей эффективности рекомендуется совместное обсуждение и построение детальных схем и планов. При осмотре также рекомендуется мысленно разграничить место и изучать его по раздельности. При этом каждую часть наблюдать по нескольку раз и с новым подходом.
В изучении места правонарушения необходимо присутствие судебного психолога. Так как он может оказывать нужное содействие в исследовании совершенного преступления и создании психологического портрета преступника.