Начало обучения в учебном учреждении - волнительный период. Грамотные, дальновидные родители беспокоятся о том, как ребенок адаптируется к школьным условиям. Что же нужно сделать, чтобы первоклассник быстрее привык к обучению?
Во-первых, нужно знать о том, что не все дети одинаково привыкают к школе. У кого-то этот период длится один-два месяца, а у кого-то и полгода. Если на первых порах у школьника что-то не получается, могут возникнуть беспокойства физиологического и психологического характера. Например, ребенок может жаловаться на боли в животе, тошноту, быструю утомляемость. Иногда родители замечают нарушение аппетита, сна, появление ночного мочеиспускания. Все эти признаки, говорят о том, что ребенок не адаптировался к школе, проблему нужно срочно решать. Одна нерешенная проблема повлечет за собой другие, которые скажутся на учебе, развитии школьника.
Во-вторых, ребенка к школе нужно готовить. Подготовка включает не только отработку навыков письма, чтения. Талантливый учитель за короткий промежуток времени обучит этим навыкам. Главное психологический настрой и стимул к обучению. Родители должны подобрать такие инструменты воздействия, чтобы ребенок хотел ходить в школу каждый день. Важно осознать каждому родителю значимость воспитания в ребенке самостоятельности, привития навыков самообслуживания. Отсутствие подобных навыков будет тормозить приспособление к школе.
Не стоит каждый день носить ранец за школьника, помогать снимать и надевать одежду, складывать за него вещи, лучше дать возможность ему проявить самостоятельность. Некоторые родители специально берут отпуск в сентябре для помощи первокласснику в начале года. В большинстве случаев эта опека может растянуться на целый год, а это плохо отразится на воспитании школьника в дальнейшем.
В-третьих, лучше организовать обследование перед школой, посетить специалистов педиатров, психологов, неврологов. Врачи посоветуют, на что нужно обратить внимание, как сгладить беспокойство, раздражительность. Не будет лишним, если ребенок в этом сложный для него период, будет пить успокоительные отвары, увеличит время пребывания на улице.
В-четвертых, развивать в ребенке коммуникативные навыки. Уделить больше времени для общения со школьником, пригласить его друзей домой, расширить круг общения, определить в спортивную секцию или центр творчества.
В-пятых, обсудить с первоклассником его режим дня и требовать выполнение. Ребенок от большой нагрузки будет уставать. Некоторым детям требуется дополнительное время для сна и отдыха.
В-шестых, родителям найти возможность поговорить с учителем, встретиться со школьным педагогом-психологом. Обычно после двух недель обучения учитель видит недостатки и достоинства первоклассника и даст советы по адаптации к школе.
Самое главное - не переставать любить ребенка, давать ему советы, помогать в решении трудных вопросов.