Этим вопросом задавались многие детские психологи. Как игры животных (и детенышей, и взрослых) моделируют их «серьезное» поведение: котенок ловит бумажку на веревочке, щенята грызутся, – так и игры человеческих детей можно назвать репетицией тех занятий, которые предстоят им в будущем. Какие же основные типы игр, имитирующих взрослую деятельность, можно рассмотреть в детском поведении?
Для ребенка от года до трех лет, пожалуй, главный интерес в игре, в манипулировании игрушками, - исследовательский. Погремушка, машинка на колесиках, плюшевый мишка, кукла – для него не только средство развлечения и веселого времяпрепровождения. Игрушка для малыша, прежде всего, – объект исследования. Ребенок открывает для себя мир; то же он будет делать и в дальнейшем, подрастая и становясь взрослым. Новая игрушка подвергается тщательному осмотру, ощупыванию; дети часто даже пробуют ее на вкус. Затем они открывают функциональные свойства игрушки: погремушкой можно греметь, машинку – катать, мишку – тискать и спать с ним, куклу – укачивать и укладывать в кроватку. Нередко ребенок идет дальше в своей жажде познания: ломает игрушку, чтобы посмотреть, что у нее внутри.
Не правда ли, процесс овладения игрушкой ребенком весьма напоминает исследовательский процесс вообще, столь присущий человеку? Вначале изучение внешних свойств предмета; затем – того, что с ним можно делать, для чего приспособить. Конечно, предмет, ни на что не годный, не будет использоваться человеком; так и ребенок быстро охладеет к игрушке, не отвечающей его запросам: если с ней нельзя бегать, издавать ею звуки, каким-то образом подражать поведению взрослых; одним словом – играть. И даже ломание игрушек – это модель исследовательского поведения человека, задавшегося вопросом о причинно-следственных связях предметов и явлений.
Поэтому предпочтение, которое ребенок в раннем возрасте отдает игрушкам, – неслучайно. Именно тогда формируются его познавательные навыки, благодаря которым человек и стал разумным. Из грудничка, все интересы которого сводятся к пропитанию, ребенок, научившись действиям с игрушками, становится исследователем, активно познающим окружающий мир.
Ребенок растет, контактирует с другими детьми, взаимодействует с ними. И в период от 5 до 6 лет на первый план выступают другие функции игры – социальные. Пятнашки, салочки, прятки, жмурки – во всех этих совместных играх дети не только дают выход своей энергии, но и усваивают те качества, которые необходимы для существования человека в обществе, для совместной и целенаправленной деятельности группы людей.
В таких играх четко распределены роли: выбирается «водящий», который будет искать, ловить, догонять других участников. Выборы проводятся, в детском понимании, честно: с помощью считалочки. Неукоснительно соблюдается ритуал: если участнику по каким-то причинам надо на время выйти из игры, он кричит: «Чурики!». Предложивший сыграть в прятки, салки и другие игры имеет право тут же сказать: «Чур, не вод!». Замеченный в «жухании», нарушении правил, подвергается порицанию. Так формируются нормы общественной деятельности: готовность подчиняться правилам; признание исключения из правил в некоторых случаях, но обязательно с соблюдением необходимых формальностей; справедливость и равноправие участников игры.
Итак, игры детей – для каждого возраста свои, все более усложняющиеся, – важный, если не главный фактор подготовки ребенка к взрослой жизни и нормальному функционированию человека в обществе.