В семь лет ребенок идёт в школу и это накладывает огромный отпечаток на его самосознание. Он становится настоящим «членом общества», стремится к выполнению норм, обязательств, в нём рождается чувство долга – происходит формирования социального чувства ответственности. Большинство страхов детей в возрасте от семи до одиннадцати лет касается переживаний оказаться не тем, кого уважают, о ком хорошо говорят и кого ценят. Сюда же относятся страхи сделать ошибку, отвечать у доски, переживания чувства вины за действия, которые осуждаются родителями и обществом.
Помимо этого в данном возрасте большое место начинают занимать страхи всего потустороннего и необычного: вампиров, скелетов, инопланетных пришельцев, «темный силы». Ребенка одновременно и пугает, и завораживает, и тянет магнитом всё, что он пока не может объяснить.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:
1. Для ребенка в этом возрасте бывает очень мучительны условия «двойных стандартов» и неясных инструкций. Постарайтесь объяснять правила поведения и предъявлять требования в наиболее четкой и простой форме. Это хорошее время для разговоров «о жизни», о нравственных нормах, дети как губка впитывают сейчас очень многое. Но пока не стоит излишне философствовать и морализаторствовать. Не стоит пугать ребенка ещё больше долгими и сложными размышлениями, которые не всегда по плечу даже взрослым.
2. Дайте ребенку возможность ошибаться. Главное, что он должен усвоить в этом возрасте, что ошибаются все, каждый имеет на это право. Важно другое – научиться исправлять свои ошибки.
3. Такие страхи проходят сами собой со временем. Неумелые пробы вести себя в обществе постепенно превращаются в устойчивые навыки. Но для этого очень важна поддержка со стороны взрослых и постепенное увеличение уверенности в себе.
4. Что касается страхов потустороннего, то чем более внушаемый ребенок, тем более подвержен он этим страхам. Возможно, для каких-то детей запрет на просмотр подобных фильмов, передач, чтения «страшилок» будет лучшей профилактикой.
5. В других случаях можно наоборот подыграть детям, рассказать свои истории, свои размышления на эту тему. Тут важно соблюсти баланс: показать, что это всё потустороннее может быть частью нашей жизни, но оно не столь уж пугающее и неизвестное как может показаться. Важно продемонстрировать легкое и уверенное отношение к мистическому.
6. Если страх становится более навязчивым, посмотрите передачи о том как снимаются фильмы ужасов – покажите, что всё это обычные актеры и декорации. Найдите информацию об авторах «страшилок» - пусть ребенок знает, что все эти книги написаны простыми людьми. Расскажите о том, как сами в своем детстве боялись «Черных Простыней и Зеленых Глаз, а когда выросли, то поняли, что ничего этого не существует на самом деле.