Простые предложения чаще всего применяются в научном или официально-деловом стиле, так как позволяют придать тексту точность, подчеркнутую логичность, отвлеченно-обобщенный характер. Также часто встречаются такие предложения в разговорной речи, придавая ей живость, экспрессивность, выразительность.
Простые предложения с подлежащим и сказуемым настолько распространены, что трудно описать все сферы их применения. В зависимости от стилевой окраски они используются в разных стилях речи и выполняют разные функции, от информативных до описательных.
Односоставные простые предложения отличаются по своему назначению и применению. Например, определенно-личные придают речи динамичность, лаконизм благодаря неполноте (отсутствию подлежащего). «Люблю тебя, Петра творенье», «Ожидаем хороший эффект», «Узнаю вас повсюду». В таких предложениях автор концентрирует внимание читателя на действии, благодаря этому появляется экспрессия, читатель вовлекается в решение проблемы.
Неопределенно-личные простые предложения чаще всего употребляются в разговорной или художественной речи для придания живых интонаций: «Ему коня подводят», «Стучат!». Нейтральность таких предложений позволяет их употреблять и в научном стиле, например, «Железо получают восстановлением из окислов».
Обобщенно-личные предложения очень часто встречаются среди афоризмов, пословиц и поговорок благодаря высокой экспрессии: «Сердцу не прикажешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Голой овцы не стригут». Именно из-за яркой экспрессивности такие конструкции редко используются в научном или официальном стиле.
Безличные предложения отличаются большим разнообразием применения, они могут использоваться и в разговорной речи («Больно», «Хочется есть», «Ни души»), и в художественных произведениях («Быть твоею сестрою отрадной мне завещано давней судьбой»), и в деловых бумагах («Запрещается выдавать книги…»), и в публицистике («Строительной организации предстоит возвести…»).
Инфинитивные предложения прекрасно подходят для выражения эмоций или афоризмов, они часто применяются в пословицах, в художественной речи («От судьбы не уйти», «Так держать!», «Быть бычку на веревочке»).
В номинативных предложениях заложены большие способности к описаниям и изображениям. С их помощью авторы создают обстановку, картины природы, дают оценку миру: «Золото холодное луны», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека».
Видео по теме