Существует общее правило, которое соблюдают и в Буэнос-Айресе, родине аргентинского танго, и за его пределами. Оно гласит, что когда пара начинает танцевать, она должна это делать молча. Приглашение на танец, знакомство, общение между заинтересовавшими друг друга мужчиной и женщиной – все это требует слов, однако во время танца они не должны звучать. Дело в том, что разговор, как бы странно это ни звучало, мешает партнерам понять друг друга. Суть аргентинского танго заключается в невербальном общении. Именно оно позволяет паре войти в удивительное состояние «общей медитации», когда партнеры мгновенно улавливают и оценивают движения друг друга и могут легко и быстро понять, как должен продолжаться танец. Объятия, музыка, особенности шагов и фигур – все это дает нужную информацию, притом общение оказывается очень быстрым, действующим на уровне подсознания. Разговаривая во время аргентинского танго, вы не добьетесь такого эффекта.
Беседа во время танца мешает импровизации. Партнерам приходится не только следить за тем, что происходит вокруг, и определять, какое движение должно быть следующим, но еще и поддерживать разговор. Это отвлекает, и неизбежно появляются ошибки. Конечно, во время обучения, случайно наступив на ногу партнеру или допустив другой промах, вы можете извиниться. Однако делать это нужно коротко, не начиная длинных разговоров и не описывая, как вы беспокоитесь из-за ошибки. Короткое извинение – и можно двигаться дальше.
Отказываясь от разговора во время аргентинского танго, вы приобретаете нечто гораздо более ценное – возможность войти в удивительное состояние «романтического колдовского транса», пережить яркие и очень сильные эмоции, которые в повседневной жизни нам редко бывают доступны, насладиться чужим объятием. Танцуя молча и концентрируясь друг на друге, партнеры переживают короткий, но очень увлекательный роман, в котором оказывается очень много сказано и без слов. Получив такой опыт, люди понимают, почему так важно молчать во время аргентинского танго.
Конечно, после окончания танца можно провести короткий «разбор полетов», но только в случае, если это действительно уместно. Объяснение, что именно было сделано не так, требует большого такта, чуткости, умения правильно выбирать слова и выражения, понимания особенностей характера партнера. Важно при этом не только четко и ясно рассказать об ошибках, но и суметь при этом не задеть чувств партнера. Нужно, чтобы он понял, что речь идет лишь о конкретном танце, а не о его талантах или тем более характере в целом. Такие разговоры должны быть достаточно короткими, информативными и корректными, чтобы дать нужный результат без неприятных последствий.