Животные являются неотъемлемой частью природы окружающего мира. По православному вероучению весь тварный мир был сотворен Господом, следовательно и животные являются Божиим творением. Человек призван не только к личному освящению и святости, посредством личной благодати христианин должен облагораживать и обустраивать окружающий мир и все, что в нем находится. Поэтому православная Церковь не запрещает совершать молитвословия о животных. Кроме того, от состояния здоровья, например, скота зависит личное благополучие человека. Особенно это касается людей, занимающихся животноводством.
Стоит разделять молитву о живых и умерших животных. Совершать поминовение умерших животных в православной традиции не принято. Есть мнение святых отцов, что все умершие животные наследуют Царствие небесное, ведь их природа не была искажена грехом (как это случилось с человеком).
В Библии встречается свидетельсто того, что праведник печется о жизни своего скота, а сердце нечестивцев жестоко по отношению к нему (Притч. 12:10). Попечение о животных может выражаться в молитве. Во многих православных молитвословах находятся специальные молитвы, читаемые во время болезни и падежа скота. Кроме этого, в православных храмах существует практика заказывания особых молебнов во время мора скотины. Ко всему этому человек по необходимости и оправданности может смело приступать.
В православной традиции молиться за животных принято святым мученикам Флору и Лавру, святому Власию, а также российскому священномученику Афиногену. Из жития этих святых известно, что они имели особую благодать помогать скоту, исцеляя его от различных болезней.
Особо стоит сказать о поминовении животных на литургии. Такая практика не должна иметь место в православной Церкви, ведь за литургией молятся о людях. Поэтому неправильно подавать записки с кличками животных для литургийного молитвенного поминовения. На литургии можно молиться за скот Богу своими словами, а, заказывая специальный молебен, вписывать свое имя.