В стандарте должны быть изложены не только требования к параметрам и характеристикам, качеству и составляющим элементам продукции. В нем оговариваются условия безопасности данного продукта, работ и услуг для жизни и здоровья потребителя, его экологическая безопасность и требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию. Стандарт регламентирует качество продукции в соответствии с техническими, санитарными, эргономическими и иными нормами.
Стандартами предусматривается совместимость и взаимозаменяемость продукции, как технической, так и информационной. Это позволяет использовать различную по наименованию продукцию, которая по своим техническим и физическим характеристикам в случае ее соответствия стандарту гарантировано может быть совмещена. Простейший пример – напряжение в бытовых электрических розетках, которое по стандарту равно 220 Вт (с установленными допусками). Это позволяет покупать и использовать бытовые электрические приборы, не боясь, что они могут сгореть или им не хватит напряжения сети для работы.
Стандартизация затрагивает все области человеческой жизни и значительно облегчает ее. Мебель, изготовленная по общегосударственным стандартам, будет иметь стандартную высоту и ширину. В доме, построенном по типовому проекту, параметры оконных и дверных проемов будут одинаковы. Даже продукты питания, изготовленные по установленной рецептуре с соблюдением стандарта, будут иметь одинаковое качество и вкус.
Стандарты бывают как общегосударственные, так и разработанные для одного конкретного предприятия или отрасли. Стандартизация производства значительно упрощает жизнь как производителям, так и потребителям продукции. Их применение гарантирует высокое качество продукции, повышает уровень унификации и взаимозаменяемости, позволяет автоматизировать производство и повысить ремонтопригодность изделий.
В настоящее время разрабатываются не только государственные, но и международные стандарты. В связи с объективными процессами глобализации это стало насущной необходимостью.
Видео по теме
Источники:
- Просто о системе менеджмента качества