Детям нравится рисовать. Но дошкольник, особенно младший, очень быстро теряет интерес к любому занятию, если не видит быстрого результата. Когда ребенок садится рисовать, он хочет уже через несколько минут получить изображение. При этом навыков работы кистью и карандашом у него пока мало, да и мелкая моторика развита недостаточно. Раскраска позволяет ему получить красивую картинку, затратив минимум усилий. И первое назначение этой книжки с контурными рисунками - поддержать у малыша интерес к изобразительной деятельности.
Раскраска учит ребенка ориентироваться на листе. Он определяет центр, верхнюю и нижнюю части, правую и левую стороны. Это очень поможет при обучении не только рисованию, но и письму. Кроме того, он получает представление о главных и второстепенных деталях, о перспективе. Предметы, которые расположены близко, выглядят крупнее, а отдаленные - мельче. Кроме того, юный художник учится раскрашивать разные детали, не заходя за линии. Он узнает о том, что форму можно передать линиями разной длины. Это пригодится ему и в дальнейшем, когда он будет самостоятельно рисовать сложные композиции или начнет учиться писать и чертить.
В большинстве детских раскрасок основное изображение помещается в центре. Ребенок интуитивно начинает следовать тому же принципу и при создании собственных рисунков, а это имеет очень большой психотерапевтический эффект. При работе с проблемными детьми психологи и педагоги нередко используют этот метод - учат детей рисовать крупные предметы в центре листа. Это позволяет малышам справиться с неуверенностью.
Когда ребенок раскрашивает картинки, он имеет дело с разными цветами. Малыш не только запоминает их названия, но и получает большой заряд положительных эмоций. При этом он может сразу заполнить большое поле, что тоже способствует созданию положительного настроения. Кроме того, малыш учится сравнивать цвета с эталонными. Например, у некоторых книжек-раскрасок рядом печатаются две картинки - цветная и контурная. Ребенок смотрит на цветную и старается подобрать тот же оттенок карандаша или фломастера. В некоторых книжках предлагается раскрасить изображения в цвета, названные словами.
Раскраска способствует развитию речи детей. Дошколята имеют особенность обговаривать то, что они делают. Если малыш часто раскрашивает картинки, он не только запоминает названия новых для него предметов и явлений, но и устанавливает их взаимосвязь, равно как и способы действия. Он может в процессе повторить знакомую сказку, если у него, например, несколько иллюстраций. Можно придумать и что-то свое. Например, подберите картинки, связанные по смыслу, но незнакомые ребенку. Предложите их раскрасить. В процессе пусть малыш придумывает, что происходило с героями. Если он затрудняется - можете ему иногда подсказывать.
Вариантов раскрасок - великое множество. Вы можете с их помощью учить ребенка считать, предложив картинки с изображениями групп предметов. При этом арифметические действия выглядят примерно следующим образом: «Давай посчитаем, сколько яблок на картинке. Ты уже раскрасил три. Сколько еще осталось раскрасить?» Можно предлагать раскрашивать буквы, а детишкам постарше - сделать, например, план для поиска клада и предложить сделать лужайку зеленой, пруд - синим, а домик - коричневым. Подбирая раскраски для малыша, вы и сами получите удовольствие и обнаружите у себя творческие способности, о которых раньше и не подозревали.