Качественная и результативная работа по повышению прибыльности компании невозможна без активного участия в ней руководителя.
Если владелец компании понимает, что ему недостает информации, определенных навыков и качеств для успеха – это настоящий подарок: ведь выявленная проблема сразу же переходит в ранг задачи.
Прописывается план ее решения, внедрить который – лишь дело времени. Информацию можно получить самостоятельно (путем обучения, чтения специализированной литературы) или посредством работы с экспертом – консультантом. Необходимые навыки можно наработать. Привить себе нужные качества – это уже сложнее, требуется существенная работа над собой. Но тоже вполне возможно, например, в рамках бизнес-коучинга.
Гораздо страшнее ситуация, когда руководитель демонстрирует низкую осознанность и все беды, проблемы и неудачи объясняет воздействием внешних факторов. В психологии такое явление называется «внешний локус контроля» или «экстернальность». Данное понятие было введено в 1954 году социальным психологом Джулианом Роттером.
Причины ориентации на внешние факторы и возложения на них ответственности за свою жизнь имеют четкие психологические обоснования, освещать которые – не цель данной статьи. Замечу лишь, что экстернальные люди имеют целый набор ограничивающих убеждений, который «с успехом» применяют в жизни. Локус контроля легко диагностировать в ходе беседы с руководителем, если задавать правильные вопросы и уметь слышать его ответы.
Вот наиболее часто встречающиеся убеждения руководителей бизнеса:
1. «Хороший персонал найти невозможно!»
Конечно, невозможно, если не знать принципов и методик успешного найма, не сделать свою компанию, вакансию и объявление о ней заманчивыми и привлекательными для кандидатов.
2. «Сотрудники не хотят работать!»
Естественно не хотят, если Вы не обладаете знаниями и не владеете навыками мотивации и управления персоналом.
3. «Все сотрудники воруют!»
Это вполне возможно, если вы на этапе найма подобрали таких людей и позволяете им это делать. Там, где налажена качественная система контроля и учета, воровство невозможно в принципе.
4. «Зачем вкладывать деньги в рекламу, если она все равно не работает!»
Если у вас или у вашего маркетолога нет знаний о производстве качественной, эффективной рекламы, она и не будет работать. Но, чтобы по-настоящему оценить эффективность рекламы, надо считать конверсию. А этого большинство руководителей не делает.
5. «У меня нет денег на рекламу!»
Для небольших компаний с малым оборотом широкомасштабная рекламная компания – это утопия. Но никто и не призывает вас равняться на известные бренды. Для микробизнеса подходят инструменты «партизанского маркетинга». Они практически не требуют затрат, но при этом обладают высокой эффективностью.
6. «Для чего напрягаться, вкладываться в развитие бизнеса, ведь конкурентов не обойти!»
Может быть, конкурентов действительно сложно обойти. Но надо ли это делать? Не проще ли отстроиться от них и обрести уникальность в глазах потребителей?
7. «Меня задушили налоги!»
А что вы уже сделали, чтобы оптимизировать расходы на налогообложение? Есть ряд экспертов, специализирующихся именно на такой помощи бизнесу. Они предлагают легальные и работающие схемы сокращения таких расходов.
8. «Мой бизнес не может приносить больше прибыли!»
Конечно, не может! Ведь вы в этом настолько убеждены, что даже не попытаетесь изменить ситуацию. Зато будет развиваться бизнес конкурентов, которые обучаются, работают над собой, тестируют и внедряют новые инструменты найма, менеджмента и маркетинга.
Как мы видим, искажение реальности посредством ограничивающих убеждений руководителя – это самая главная причина неудач в бизнесе.
Что же делать?
Рецепт только один: развивать свою осознанность! Работать над собой, учиться, развиваться как личность и профессионал. Перестать ссылаться на внешние факторы, а чаще задавать себе вопрос: «Что именно я могу сделать, чтоб изменить данную ситуацию?» А если вам трудно двигаться вперед самостоятельно, к вашим услугам знания специалистов в области бизнес - коучинга и консалтинга. В наше время разработано множество инструментов для развития бизнеса, а обращаться ли к ним или нет – это исключительно ваше решение!
Елена Тригуб