«Динамика роста процента рождаемости детей с аутизмом крайне неутешительна, – рассказал на конференции научный руководитель МИЦ «Иммункулус» Александр Полетаев, – в 70-х годах их процент составлял 0,1%. Сегодня эта цифра 1,5%. И с каждым годом на тысячу детей приходится всё больше подверженных РАС».
Большинство ученых, представивших доклады, сходятся во мнении, что генетический фактор увеличения количества детей с аутизмом переоценен, и значительный вклад в драматическое изменение статистики вносят факторы внешней среды. Среди них докладчики отмечали состояние здоровья родителей, экологические и ятрогенные причины, несовершенство системы вакцинации и связанные с ним риски, изменение характера питания человека и ухудшение нутрициологического качества пищи. О роли пищевой непереносимости в расстройствах аутистического спектра и основах питания на конференции рассказал профессор римского университета Unicusano Кармэло Риццо.
Другой актуальной проблемой в нашей стране является подход к заболеванию у врачей: в России на расстройства аутистического спектра установилась монополия исключительно психиатрической медицины, тогда как данное нарушение нейроразвития сопряжено с целым комплексом нарушений и заболеваний непсихиатрического ряда. О необходимости особого внимание к соматическим, сопутствующим аутизму, состояниям и актуальной потребности «возвращения» детей с аутизмом в область педиатрии говорила заведующая лабораторией социальной педиатрии Научного центра здоровья детей Наталия Устинова.
Большое внимание в программе конференции было уделено самым современным методам обучения и образования детей с аутизмом. Различные инновации в области поведенческого анализа, инклюзивные технологии образования, нейробиологические основы естественного обучения, применение компьютерных программ и техники видеомоделирования в обучающей работе для аутистов и другие аспекты были представлены ведущими учеными и практиками мира. «Мы очень часто пытаемся отвернуться от проблемы, оставляя нуждающихся наедине с их недугом. Многие государства пытаются дистанцироваться, – рассказал исполнительный директор американского Института исследований аутизма доктор Стивен Эдельсон. – В США пошли по иному пути: мы начали активно заниматься адаптацией детей-аутистов с раннего возраста, и немало преуспели в этом».
По заверению американского профессора, многие аутисты обладают выдающимися талантами. Если не воспринимать их как обычных недееспособных инвалидов, а ввести программы адаптации, государство только сэкономит. «Заниматься инклюзией аутистов экономически выгодно для бюджета страны», – заявил доктор Эдельсон.
К сожалению, в России дела обстоят несколько иначе. Поскольку аутизм относят к категории психических заболеваний, детям-аутистам часто ставят некорректные диагнозы из группы шизофрении или иных психозов – со всеми вытекающими последствиями, в том числе неоправданным и научно-необоснованным назначением психотропных препаратов и лечением в психиатрических стационарах.
«Сегодня в России в обычной системной практике принято лишать диагноза человека после 18 лет (а порой – и с 14 лет) синдрома, просто заменяя аутизм несоответствующим психиатрическим заболеванием. – рассказывает учредитель и контент-директор конференции Екатерина Мень. – Несмотря на большую важность и актуальность, в России аутизму уделяется недостаточно внимания».
В России очень малое количество специалистов имеет опыт и знания по работе с детьми и взрослыми, подверженными расстройствам аутистического сектора. С целью привести в Россию этот опыт и была организована конференция «Аутизм. Вызовы и решения», где ведущие мировые специалисты по аутизму: ученые, врачи, педагоги и психологи передали российским коллегам бесценные знания. Значительный интерес в конференции этого года вызвали практические мастер-классы, касающиеся как основных методов коррекции, так и форм дополнительного образования – музыкальной терапии и физической культуры. Огромное внимание специалистов привлекли лекция и семинар выдающегося современного психолога Филипа Кэнделла, профессора, входящего в пятерку самых цитируемых психологов мира и автора ведущих учебников для психфаков американских и европейских университетов. Невероятный спрос был и на стажировочные мероприятия, прошедшие в рамках внеконференционной программы на базе московского образовательного комплекса «Школа №1465 им. Адмирала Кузнецова» Департамента образования г. Москвы.
Лекторы и спикеры выступали на безвозмездной основе, а треть участников конференции составляли родители детей, которых наиболее прямым образом касается тема конференции. Значительный вклад инициативных и ответственных родителей в дело защиты прав детей с РАС на образование, лечение и своевременную реабилитацию отметила в своем приветственном послании конференции Уполномоченный по правам человека РФ Элла Памфилова. По её словам, мнение этих родителей необходимо учитывать при принятии государственных решений и разработке нормативных правовых актов.