Одной из традиций, касающихся проведения поминок, является практика вкушать пищу за поминальным столом исключительно ложками. Часто можно услышать выражения о том, что вилками категорически запрещено кушать на поминках. Однако такое восприятие не имеет ничего общего со смыслом православного поминовения, поэтому Церковь не дает запрета на использование вилок в поминальной трапезе.


Стоит разобраться, откуда пошла традиция не использовать вилки на поминках. Зачастую сами приверженцы такого мнения не могут дать четкого ответа. Можно привести некоторые предположения на этот счет. Так, исторически вилки не использовались во время поминальных трапез. Однако это было обусловлено не какими-либо религиозными предписаниями, а обычным отсутствием вилок как таковых в старые времена. Можно рассмотреть этот вопрос и со стороны бытовой. Например, вилки нежелательны потому, что являются острым предметом, которым можно нанести человеку травму. Их исключали из поминальной сервировки стола, чтобы люди, во время дележки наследства, в ярости не поранили друг друга. Эти пояснения не имеют ничего общего с православной культурой. Сложно себе представить настоящие православные поминки с кровопролитной резней. Если разобраться, то не сама по себе вилка является "злом", но человек, практикующий насилие. По таким понятиям можно запретить и абсолютно любой предмет, однако Церковь в этом смысле не доходит до безумства.


Некоторые считают вилки напоминанием о трезубцах бесовских, что способствует мнению о вилке как о предмете демоническом. Но и это восприятие не должно иметь места в сознании человека. Если и встречаются какие-либо косвенные упоминания о наличии трезубцев или прочих острых "орудий" у бесов, то это нужно понимать не сугубо материально, но образно. В свете этого совершенно неправильно переносить такие представления на наш мир, запрещая использовать вполне себе удобный предмет для вкушения пищи.


Таким образом, нет ничего страшного в употреблении вилок на поминках. Православному человеку необходимо акцентировать свое внимание не на подобных практиках, но на самой сути поминовения, заключающейся в памяти об усопшем, молитве за него и творении добрых дел в качестве воспоминания об умершем.