Согласно современным методикам выявления отклонений в развитии, ребенку в 2, 5 года могут поставить диагноз серьезной задержки речи, если он не говорит 2–3 слов кряду. Однако всемирно известный Альберт Эйнштейн начал произносить первые слова, будучи уже четырехлетним. По этой причине и в школу он пошел позже своих сверстников, из которой был отчислен в возрасте 15 лет за хроническую неуспеваемость. Его родители не сильно печалились по этому поводу, воспринимая все случившееся как должное. Ведь их сын в буквальном смысле не мог связать двух слов. Они желали одного, чтобы он нашел в жизни хоть какое-то себе применение.


Ричард Брэнсон – мультимиллионер и финансовый гений был из той же категории, который больше нечленораздельно мычал у доски. На самом деле рамки, которыми меряются нормы развития или недоразвития, должны быть более гибкими. Ведь большинству людей свойственны успехи в каких-то определенных областях знаний. Недаром мир условно делится на «физиков и лириков». Так, великого Пушкина на протяжении всех лет учебы арифметика доводила до слез. При подведении итогов обучения и получении аттестата он оказался предпоследним по успеваемости в целом.


К этой же категории можно отнести Александра Дюма-отца, Бетховена, Гоголя. Первые двое даже не сумели освоить такие математические действия как умножение и деление. Наполеон, напротив, был силен только в математике, а создатель космических кораблей Сергей Королев не показывал в школе никаких особых способностей, получая по всем предметам тройки. Удивительно, что Маяковский, имеющий литературный талант, в школе не любил читать и игнорировал даже прочтение программных произведений. А Ньютону совершенно не давались физика и математика.


Антон Павлович Чехов, дважды второгодник, отставал в учебе из-за математики и географии. Но и по словесности не получал никогда выше четверки. Однако, поступив в медицинский университет, стал писать рассказы. Уинстон Черчилль – лауреат Нобелевской премии по литературе, не то чтобы был глуп, но не желал воспринимать школьную программу в принципе, читая только то, что ему было интересно. В зрелом возрасте он сделал очень мудрое заключение о том, что школа  не имеет ничего общего с образованием вообще.


Конечно, родителям не следует пускать на самотек обнаружившиеся патологии в развитии своего ребенка, как и возносить гениальные способности. Ведь есть и другие примеры, когда американец с самым высоким IQ Кристофер Ланган, начавшим говорить в 6 месяцев и читать в 4 года, не сделал никакой карьеры, оставшись лесником. Еще печальней биография некогда известной поэтессы Ники Турбиной, которая к 16 годам уже испытала все прелести народного признания и, будучи 27 -летней, сочла жизнь законченной, а себя никому не нужной.


В свое время психолог Льюис Терман решил исследовать 1,5 тысячи школьников в возрасте до 12 лет на протяжении дальнейшей жизни. Оказалось, что люди с незаурядным интеллектом, показавшие одинаково высокий уровень IQ, далеко не всегда добиваются высоких результатов в жизни. Примерно треть подопечных Термана получили высшее образование, сделали успешную профессиональную карьеру.


Ученые предполагают, что помимо высокого интеллекта, значительную роль играют еще и личностные качества человека, такие как целеустремленность, вера в свои силы и настойчивость. Поэтому нередки примеры, когда люди со средними способностями добиваются большего только за счет этих трех качеств.