Журналиста не интересовала политика, отношение к властям и предпринятым мерам, а также их правомерность. Только потребительский рынок и совершаемые покупки, для чего и были заданы следующие вопросы.


Вы знаете о введении запрета на поставки в Россию молдавских фруктов и консервов?


- да: 15 человек;


- нет: 111 человек.


Вы знаете о введении запрета на импорт из Украины соков, детского питания и некоторых видов консервов:


- да: 14 человек;


- нет: 112 человек.


Вы знаете о введении запрета на поставки польских фруктов и овощей?


- да: 54 человека;


- нет: 72 человека.


Возможно, такая разница между количеством знающих о запретительных мерах объяснялась большим освещением в СМИ. После этого журналист решил узнать о том, насколько опрашиваемые знакомы с ассортиментом продукции, импортируемой именно из этих стран. Какие фрукты поставляет Молдавия в Россию?


- виноград: 28 человек;


- яблоки: 12 человек;


- сливы: 8 человек;


- я не знаю: 78 человек.


Интересно, что на вопрос о том, какие овощные консервы Молдавия отгружает на российский рынок, все опрашиваемые затруднились дать ответ. Причем примерно 50% интервьюированных были уверены в доминировании на полках магазинов именно отечественной консервации, которую они и покупают.


Следующий вопрос касался уже консервации из Украины, которую, как оказалось, российские потребители знают немного лучше


Какие марки украинских консервов продаются в России:


- «Верес» (назывался зеленый горошек, горчица, маринованные огурцы и кукуруза): 12 человек;


- «Нежин» (были известны только консервированные томаты и огурцы): 5 человек;


- не могу назвать ни одной торговой марки: 109 человек.


Какие фрукты Польша отгружает на российский рынок?


- яблоки: 49 человек;


- груши: 27 человек;


- сливы: 11 человек;


- я не знаю: 39 человек.


В то же время интервьюированные не смогли назвать ни одного вида польских овощей, которые Россия импортирует. Завершающий или итоговый вопрос касался развития сложившейся ситуации и последствий данных решений.


Возможен ли дефицит вышеозвученных продуктов питания в России:


- да: 17 человек;


- нет: 109 человек.


Мнения последних 109 оптимистов распределились следующим образом (обобщенные по смыслу ответы):


- это решение станет поводом для развития отечественного производства, которое займет нишу рынка: 80 человек;


- импортную продукцию смогут заместить поставщики южных стран бывшего СССР: 15 человек;


- это не мясо или хлеб, поэтому отсутствие на рынке не так важно: 14 человек.


В целом, как хорошо видно из всех вышеприведенных опросов, потребители еще в начале осени были достаточно спокойны, тем более что многие и не знали о запретительных мерах Россельхознадзора и Роспотребнадзора.


Россияне не ожидали тогда сильного дефицита и пустых полок, но, как показывают результаты многочисленных опросов ВЦИОМа и других организаций, уже к 1 ноября данная ситуация коренным образом поменялась.