В настоящее время ученые видят в Иисусе Христе реальную историческую личность. Сведения о жизни Спасителя черпаются христианами в основном из библейских повествований. Кроме этого, до нашего времени дошли свидетельства о Христе и из обычных светских историков Древнеримской империи. Можно упомянуть некоторых из них.
Так, Иосиф Флавий, живший в I веке после Р.Х. в своих «Иудейских древностях» дал краткую характеристику личности и деятельности Христа. Флавий писал о том, что Христос творил великие чудеса. Особое почтение к личности Иисуса выражалось в том, что личностные местоимения, применимые ко Христу, писались с большой буквы. Флавий был настолько поражен сведениями о чудесах Христа, что сомневался в том, что Иисуса можно считать только человеком. Иосиф упоминал об апостолах Спасителя, написал о казни Христа у Пилата, а также и о воскресении Спасителя, и явлении последнего ученикам.
Среди других исторических светских источников, упоминающих о личности Иисуса, можно выделить письмо наместника Вифинии Плиния Младшего императору Траяну. Так, Плиний указывал на то, что христиане почитают Христа Богом. Наместник Вифинии испрашивал совета у императора о мерах наказания для последователей христианского учения.
Другой римский историк I-го века Тацит упоминал о пожаре, учиненном императором Нероном в Риме. Тацит писал о том, что Нерон свалил свою вину на последователей Иисуса Христа христиан. Кроме этого, историк упоминает о казне Иисуса Христа прокуратором Пилатом, а также пишет о зверских убийствах первых христиан, которые были мучимы за свою веру во Христа как Бога.
Еще одним историком, упоминавшем о Христе, является Светоний (ок. 70-140 гг. по Р.Х.). Он писал о том, что император Тиберий хотел причислить Христа к пантеону римских богов. Однако этому воспрепятствовал Сенат. Тиберий был побужден на такое желание чудом, совершенным Марией Магдалиной. Последняя пришла к императору с проповедью о воскресшем Христе. В знак правдивости своих слов яйцо, находившееся в руке святой во время проповеди, чудесным образом покраснело. Возможно, это событие и повлияло на Тиберия, захотевшего сделать Христа римским богом.
- История христианской Церкви
Потому что труды Евсевия Кесарийского появились позже трудов Иосифа Флавия. Жизнь Евсевия датирована IV веком по "эре Селефкидов"(по благословенным грекам). А эта эра ошибочна.
Труды Евсевия впервые были изданы в 16 веке. Существенно исправлены в 17 и 18 веках. Время создания работ обычно не стоит далеко от времени первого издания. Подлинных рукописей Евсевия не сохранилось.