Вам понадобится
  • - сода;
  • - уксус;
  • - бумажный конус:
  • - медный купорос;
  • - поваренная соль;
  • - индикаторная бумага;
  • - кислота:
  • - щелочь;
  • - кусочек железа;
  • - химическая посуда;
  • - перчатки:
  • - респиратор.
Инструкция
1
Объясните ребенку, что вы начинаете проводить научные опыты. Для них нужно специальное оборудование и средства защиты. Конечно, эксперименты с уксусом и содой можно проводить и без химической посуды, но лучше, если ребенок с самого начала привыкнет к тому, что работа с химическими реактивами требует осторожности.
2
Купите несколько колб и стаканов из химического стекла, а также маленькую спиртовку или газовую горелку. Не забудьте о перчатках и респираторе для себя и ребенка. Все это можно приобрести не только в магазине химреактивов, но даже и в обычном хозяйственном.
3
Первый опыт проведите с уксусом и содой. Насыпьте в стаканчик столовую ложку соды, влейте в нее примерно в два раза больше уксуса. Ребенку наверняка понравится, что сода зашипела. Объясните, что между двумя веществами происходит химическая реакция, в результате которой выделяется газообразное вещество. Если стакан достаточно узкий, можно после того, как нальете уксус, накрыть его бумажным колпачком. Колпачок взлетит, как ракета.
4
Проведите несколько реакций, в ходе которых вещества меняют цвет. Например, налейте в один стаканчик любую кислоту, в другой – щелочь. Опустите в оба раствора одинаковые кусочки индикаторной бумаги. В кислой среде лакмусовая бумага окрасится в красный цвет, в щелочной – в синий. Можно повторить эксперименты с разными кислотами и разными щелочами. Объясните ребенку, что те и другие виды веществ относятся к едким, поэтому работать с ними надо в перчатках.
5
Положите в химический стакан кусочек железа. Налейте немного разведенной кислоты. Пойдут пузырьки. Если же опустить кусочек железа в щелочь, он через некоторое время начнет ржаветь.
6
Познакомить ребенка с химией можно и на научном щоу. Сейчас такие представления проводятся во многих городах. Волшебники, способные изменить цвет вещества, вызвать выпадение осадка, растворить твердый предмет, охотно выезжают и в небольшие поселки, и в деревни. Наверняка среди ваших соседей найдутся заботливые родители, стремящиеся показать своему ребенку мир во всем его многообразии, так что можно договориться и пригласить актеров. И ничто не мешает устроить такое шоу самим, если у вас есть подходящие вещества и оборудование.
7
Ребенку можно объяснить, что каждое вещество имеет собственное обозначение. Можно показать и периодическую систему Менделеева. Некоторые элементы ребенок уже знает. Можно пометить соответствующие клеточки таблицы. Такие же отметки делайте по мере знакомства с новыми веществами. Не с каждым можно провести опыт в домашних условиях. Но, например, ребенку можно объяснить, что в воздушном шарике находится гелий, у которого тоже есть свой домик в таблице, как и у ртути, которая живет в градуснике.