Вам понадобится
- - тонкая веревка длиной 1-1,5 метра
- - 10-12 металлических скрепок
- - набор цветного пластилина
- - корзинка или пластмассовое ведерко
- - две глубоких чашки
- - плоская миска
- - 300-500 гр. манки, пшена, сахара или чистого песка
- - по 7 бусинок красного, зеленого и желтого цветов
- - мешочки из одинаковой плотной непрозрачной ткани с завязками
- - орехи разного размера и формы(грецкие орехи, фундук, кешью)
- - маленькие кубики из конструктора
- - сухие листья
- - куски поролона
- - губка размером с детскую ладонь
- - кухонное полотенце
Инструкция
1
«Собираем ягоды». Натяните веревку между спинками 2 стульев. Заранее скатайте зеленые и красные шарики из пластилина и наколите их на скрепки. Подвесьте скрепки с шариками на веревку. Предложите ребенку прогуляться в воображаемый лес за ягодами. Основное правило - срывать шарики по одной тремя пальцами правой руки, а левой в это время придерживать скрепку. Сорванные «ягоды» ребенок должен аккуратно складывать в корзинку, стоящую справа от него (приучайте к движению слева направо, как при письме).
2
«Посыпаем дорожки». Предложите ребенку посыпать песком (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Для усложнения задачи ограничьте дорожку чем-нибудь, например, полосками бумаги или «забором» из сложенных карандашей. Песок надо сыпать тремя пальцами правой руки, сложив их щепоткой. Нельзя выходить за края дорожки. Девочкам можно предложить посыпать сахаром торт из пластилина. Таким образом, развиваются пальцы для работы с ручкой/карандашом, и ребенок учится соблюдать четкие контурные границы.
3
«Помощь Золушке». Расскажите ребенку сокращенный вариант сказки о Золушке, акцентируя внимание на моменте, когда мачеха заставила девушку сортировать зерно/фасоль/горох. Высыпьте в миску бусинки разных цветов, поставьте рядом глубокие чашки. Предложите ребенку помочь героине сказки разложить воображаемое зерно по чашкам согласно определенному цвету.
4
«Угадай-ка». Наполните мешки из плотной ткани разными наполнителями: 1 мешок - куски поролона, 2 - сухие листья или кусочки скомканной бумаги, 3- грецкий орех, 4 - маленькие кубики и т.д. Тщательно завяжите мешки, чтобы содержимое не выпало при различных манипуляциях. Предложите ребенку угадать, что лежит в каждом мешочке, при помощи ощупывания. Также ребенок может трясти мешочки, вслушиваясь в получающиеся звуки. Тем самым развивается мелкая моторика, осязание и слух, а также формируются понятия «мягкий-твердый», «большой-маленький» и т.д.
5
«Волшебная губка». Поставьте на стол две глубокие чашки на расстоянии 3 см друг от друга, наполните одну чашку водой до середины. Приготовьте кухонное полотенце (или любую тряпочку). Возьмите губку и покажите ребенку ее свойства: как правильно нужно набирать воду губкой и выжимать. Предложите в качестве волшебного эксперимента перенести воду губкой из одной чашки в другую. Продемонстрируйте сами, как это делается, нарочно пролив немного воды на стол. Закрепите понятие ребенка о впитывающих свойствах ткани, убрав воду с помощью полотенца или тряпки. Это упражнение позволит ребенку научиться самостоятельно убирать за собой пролитую воду или сок.
Обратите внимание
Основные принципы сенсорного развития по методике Монтессори: 1. ребенок имеет право на ошибку, однако любую свою неудачу он должен исправлять самостоятельно, 2. ребенок сам решает, когда и сколько времени ему заниматься, но любое начатое дело должно быть доведено до конца.
Полезный совет
Для развития тактильных ощущений и подготовки детской руки к письму, сделайте специальные дощечки одинакового размера. На каждую дощечку наклейте буквы из шершавой бумаги. Задача ребенка: водить пальцами по букве сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми, а после закрепить упражнение, стараясь нарисовать букву пальцем в воздухе.