Слово «рецензия» имеет латинское происхождение и в переводе означает «сообщение», «пересмотр», «отзыв», «оценка». Среди основных жанровых признаков рецензии – наличие заданного объекта исследования (произведение искусства, науки) и предмета анализа (идея произведения, особенности композиции, своеобразие выразительных приемов, интертекстуальная природа и т. д.).
По своим признакам рецензия относится к аналитическим жанрам публицистики, содержание которых включает в себя анализ явлений действительности, широкий охват их по времени и пространству и более глубокое проникновение в проблематику искусства, науки и жизни. Помимо рецензии, среди аналитических жанров также выделяются письмо, корреспонденция, статья, обзор, обозрение. Группа аналитических жанров выделяется как среди информационных (заметка, репортаж, интервью), так и среди художественно-публицистических (очерк, зарисовка, фельетон, памфлет).
Таким образом, рецензия как аналитический жанр нацелена не столько на сообщение новости, сколько на анализ, исследование и интерпретацию происходящих событий.
Возникновение и развитие жанра рецензии связано с развитием книгопечатания и переходом от экстенсивного чтения к интенсивному. К началу 19 века количество печатной продукции – книг и журналов – возросло настолько, что возникла нужда в экспертах, интеллектуальных «медиумах» между миром книг и миром людей. Н. М. Карамзин считается первым русским автором, обратившимся к жанру монографической рецензии (1728).
При всех формальных содержательных сходствах с другими аналитическими жанрами рецензию следует отличать как от обзора, так и от аналитической статьи. Например, хрестоматийные тексты Д. Писарева «Базаров» и Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?», хотя и посвящены разбору конкретных литературных текстов - не относятся к жанру рецензии, но являются аналитическими статьями, поскольку вписаны в более широкий общественно-политический контекст. Такое положение дел было обусловлено не пренебрежением к жанру, но теми проблемами, которые стояли перед русскими писателями и журналистами демократического лагеря.
Характерная особенность рецензии состоит в том, что объектом исследования в ней выступает уже отраженная действительность, то есть информация об информации. Основу критического отзыва составляют факты, но берутся они не из жизни, а из произведений искусства.
Воплощение же содержания рецензии целиком зависит от ее автора. Отсюда и разнообразие видов рецензий, среди которых выделяются следующие:
- рецензия-статья (традиционная форма);
- рецензия-интервью (диалог, круглый стол);
- рецензия-фельетон (остро критическая);
- рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов);
- рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).
По своим признакам рецензия относится к аналитическим жанрам публицистики, содержание которых включает в себя анализ явлений действительности, широкий охват их по времени и пространству и более глубокое проникновение в проблематику искусства, науки и жизни. Помимо рецензии, среди аналитических жанров также выделяются письмо, корреспонденция, статья, обзор, обозрение. Группа аналитических жанров выделяется как среди информационных (заметка, репортаж, интервью), так и среди художественно-публицистических (очерк, зарисовка, фельетон, памфлет).
Таким образом, рецензия как аналитический жанр нацелена не столько на сообщение новости, сколько на анализ, исследование и интерпретацию происходящих событий.
Возникновение и развитие жанра рецензии связано с развитием книгопечатания и переходом от экстенсивного чтения к интенсивному. К началу 19 века количество печатной продукции – книг и журналов – возросло настолько, что возникла нужда в экспертах, интеллектуальных «медиумах» между миром книг и миром людей. Н. М. Карамзин считается первым русским автором, обратившимся к жанру монографической рецензии (1728).
При всех формальных содержательных сходствах с другими аналитическими жанрами рецензию следует отличать как от обзора, так и от аналитической статьи. Например, хрестоматийные тексты Д. Писарева «Базаров» и Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?», хотя и посвящены разбору конкретных литературных текстов - не относятся к жанру рецензии, но являются аналитическими статьями, поскольку вписаны в более широкий общественно-политический контекст. Такое положение дел было обусловлено не пренебрежением к жанру, но теми проблемами, которые стояли перед русскими писателями и журналистами демократического лагеря.
Характерная особенность рецензии состоит в том, что объектом исследования в ней выступает уже отраженная действительность, то есть информация об информации. Основу критического отзыва составляют факты, но берутся они не из жизни, а из произведений искусства.
Воплощение же содержания рецензии целиком зависит от ее автора. Отсюда и разнообразие видов рецензий, среди которых выделяются следующие:
- рецензия-статья (традиционная форма);
- рецензия-интервью (диалог, круглый стол);
- рецензия-фельетон (остро критическая);
- рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов);
- рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).