Авторство духовного учения об усовершенствовании человека принадлежит древнекитайскому мудрецу Кун-цзы, или, в латинской транскрипции – Конфуцию, жившему в 551 – 479 г.г. до н. э. Этот период истории древнего Китая характеризуется крупными социальными и политическими потрясениями и кризисами: разрушением существовавших до этого патриархально–родовых норм, институтов власти и государства. Как это бывает в эпоху великих потрясений, нашлась личность, сумевшая сформулировать и донести до общества морально-этические и духовные нормы, которые нашли широкое распространение и помогли народу Китая сохранить нравственную целостность.
В своем учении Конфуций опирается на первобытные верования, в том числе, на культ умерших предков, на высшие божественные силы – небеса и природу, как пример и источник гармонии и принципов «золотой середины». Это учение – готовая программа духовного совершенствования человека, который является центром Вселенной и поэтому должен жить в ладу с окружающим его Космосом. Каждый человек, последователь этого учения, живет по законам природы, он является образцом нравственности и идеалом для подражания всего общества. Такому человеку органически присуще чувство гармонии, он имеет врожденный или приобретенный путем самосовершенствования органический дар существовать в естественном природном ритме.
Письменных трудов Конфуция не осталось, но в трактате «Лунь-юй», где записаны его беседы с учениками и последователями, учитель обозначает пять «постоянств», которых следует придерживаться как в государственном управлении, так и в семейной, бытовой жизни. К ним относятся: ритуал, гуманность, долг как справедливость, знание и доверие. Особая роль ритуала объясняется тем, что с его помощью можно адаптировать и вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества, имеющего особенность постоянно изменяться, сохраняя, при этом, неизменными законы и принципы развития.
Основополагающие «постоянства» воспитывали в любом человеке – от правителя до обычного крестьянина чувство меры, обеспечивая сохранение в обществе незыблемых моральных , ценностей, не допускающих развития в человеке таких разрушающих качеств, как пресыщенность и потребительство. Жизнеспособность учения Конфуция, последователей которого в Китае немало и сегодня, подтверждается существующей устойчивостью китайского социума и государства к тем порокам, которые характеризуют европейское общество потребления.
В своем учении Конфуций опирается на первобытные верования, в том числе, на культ умерших предков, на высшие божественные силы – небеса и природу, как пример и источник гармонии и принципов «золотой середины». Это учение – готовая программа духовного совершенствования человека, который является центром Вселенной и поэтому должен жить в ладу с окружающим его Космосом. Каждый человек, последователь этого учения, живет по законам природы, он является образцом нравственности и идеалом для подражания всего общества. Такому человеку органически присуще чувство гармонии, он имеет врожденный или приобретенный путем самосовершенствования органический дар существовать в естественном природном ритме.
Письменных трудов Конфуция не осталось, но в трактате «Лунь-юй», где записаны его беседы с учениками и последователями, учитель обозначает пять «постоянств», которых следует придерживаться как в государственном управлении, так и в семейной, бытовой жизни. К ним относятся: ритуал, гуманность, долг как справедливость, знание и доверие. Особая роль ритуала объясняется тем, что с его помощью можно адаптировать и вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества, имеющего особенность постоянно изменяться, сохраняя, при этом, неизменными законы и принципы развития.
Основополагающие «постоянства» воспитывали в любом человеке – от правителя до обычного крестьянина чувство меры, обеспечивая сохранение в обществе незыблемых моральных , ценностей, не допускающих развития в человеке таких разрушающих качеств, как пресыщенность и потребительство. Жизнеспособность учения Конфуция, последователей которого в Китае немало и сегодня, подтверждается существующей устойчивостью китайского социума и государства к тем порокам, которые характеризуют европейское общество потребления.
Видео по теме