Еще античные философы часто задумывались о природе смерти. Они не сомневались в том, что человеческое тело является смертным. Но то, что происходит после смерти с душой, всегда оставалось загадкой для древних философов.
Последователи великого Платона пытались отыскать доказательства смертности или бессмертия души между двумя основными доводами. Они предполагали, что или душа существует вечно, или сознание является припоминанием жизненного опыта. Что касается последователей Аристотеля, то они верили в божественное начало мира. Интересно, что киники весьма презрительно относились к явлению смерти. Они даже могли покончить с жизнью для того, чтобы не нарушать гармонию в мире.
Римские и греческие философы возвеличивали смерть во всех ее проявлениях. Они предполагали, что самой лучшей смертью является гибель императора или героя, который сам бросается грудью на меч. А вот христианская философия напротив всегда пыталась противопоставить смерти жизнь. С точки зрения христиан страх перед смертью должен был выражаться в ужасе перед Божьим Судом.
В средние века к страху смерти примешивалась боязнь мира мертвых. Так что ужас перед загробным миром в средневековой Европе был очень велик. Но в семнадцатом веке такой страх несколько притупился. При помощи математических аргументов философы доказывали, что существует Бог, который сделал людям очень много добра и не способен причинить вред человечеству.
Философы эпохи Просвещения не считали смерть возмездием за земные грехи. Они предполагали, что смерти и адских мук бояться не следует. И только в девятнадцатом веке Шопенгауэр смог сформулировать проблему «истинности смерти». Надо сказать, что его взгляд в корне изменил европейские представления о смерти. Он объявил саму жизнь настоящим воплощение неистинности. А вот для философа Ф. Ницше смерть стала настоящим катализатором действия, который побуждал человека напрягать все его жизненные силы. Л. Шестов называл саму философию приготовлением к смерти, цитируя знаменитого Платона.
Известно, что философские школы двадцатого века отождествляли смерть с понятием времени. С точки зрения философов, человек был смертным только для какого-то стороннего наблюдателя, но не для себя. Эта простая мысль и сейчас подтверждается принципом релятивизма, который характерен для современного философского и научного мышления.
Последователи великого Платона пытались отыскать доказательства смертности или бессмертия души между двумя основными доводами. Они предполагали, что или душа существует вечно, или сознание является припоминанием жизненного опыта. Что касается последователей Аристотеля, то они верили в божественное начало мира. Интересно, что киники весьма презрительно относились к явлению смерти. Они даже могли покончить с жизнью для того, чтобы не нарушать гармонию в мире.
Римские и греческие философы возвеличивали смерть во всех ее проявлениях. Они предполагали, что самой лучшей смертью является гибель императора или героя, который сам бросается грудью на меч. А вот христианская философия напротив всегда пыталась противопоставить смерти жизнь. С точки зрения христиан страх перед смертью должен был выражаться в ужасе перед Божьим Судом.
В средние века к страху смерти примешивалась боязнь мира мертвых. Так что ужас перед загробным миром в средневековой Европе был очень велик. Но в семнадцатом веке такой страх несколько притупился. При помощи математических аргументов философы доказывали, что существует Бог, который сделал людям очень много добра и не способен причинить вред человечеству.
Философы эпохи Просвещения не считали смерть возмездием за земные грехи. Они предполагали, что смерти и адских мук бояться не следует. И только в девятнадцатом веке Шопенгауэр смог сформулировать проблему «истинности смерти». Надо сказать, что его взгляд в корне изменил европейские представления о смерти. Он объявил саму жизнь настоящим воплощение неистинности. А вот для философа Ф. Ницше смерть стала настоящим катализатором действия, который побуждал человека напрягать все его жизненные силы. Л. Шестов называл саму философию приготовлением к смерти, цитируя знаменитого Платона.
Известно, что философские школы двадцатого века отождествляли смерть с понятием времени. С точки зрения философов, человек был смертным только для какого-то стороннего наблюдателя, но не для себя. Эта простая мысль и сейчас подтверждается принципом релятивизма, который характерен для современного философского и научного мышления.
Видео по теме
Источники:
- Смерть с точки зрения философии