Связь ребенка с семьей особенно крепка потому, что возникает на пересечении биологического и социального начал. Социальное можно отменить, каковы будут последствия такой отмены – иной вопрос, но в принципе отмена возможна. Отменить биологическое невозможно, и именно оно преобладает в период новорожденности. В моменты физического контакта с матерью ребенок чувствует ее запах, слышит ритм ее сердца, который слышал во время внутриутробной жизни – все это создает чувство защищенности. Изоляция ребенка от семьи, прежде всего – от матери в этот период порождает базовое недоверие к миру, на основе которого личность будет формироваться в дальнейшем.
Решающую роль в формировании личности играют младенчество, раннее и дошкольное детство. Если в это время что-то будет упущено в воспитании и развитии ребенка – исправить это в дальнейшем уже не представляется возможным. И именно эти возрастные периоды ребенок проводит в семье. Таким образом, воздействие семьи определяет все дальнейшее развитие личности.
Этого утверждения не отменяет даже тот факт, что многие дошкольники посещают ясли и детские сады. Как показывают психологические исследования, временное нахождение ребенка в детском учреждении изолирует его от семьи физически, но не психологически: воспитатель в детском саду не оттесняет родителей в качестве референтного лица. Нарушение возникает лишь при длительной изоляции от родителей, когда ребенок находится в детском учреждении интернатного типа, и это становится серьезной психологической травмой.
В период младенчества, раннего и дошкольного детства формируется не только базовое доверие или недоверие к миру, но и первоначальные навыки социального взаимодействия, которые могут различаться от культуры к культуре, от народа к народу и даже от семьи к семье. Эталоном для усвоения таких навыков становятся наиболее значимые для ребенка люди – родители.
Восприятие родителей как эталона сохраняется и в последующие периоды развития, когда их влияние несколько ослабевает – в младшем школьном и даже в подростковом возрасте. Подросток может бунтовать против родителей, но он неизбежно будет следовать нормам поведения и ценностным ориентациям, усвоенным в семье.
Как показывает педагогическая практика, преодолеть влияние семьи практически невозможно. Это становится особенно очевидным при негативном влиянии семьи – например, когда родители-алкоголики заставляют ребенка воровать. В таких случаях единственным способом спасение ребенка становится изъятие его из семьи до тех пор, пока родители не изменят своего поведения. С другой стороны, позитивные поведенческие и нравственные эталоны, усвоенные в семье, способны устоять перед негативным влиянием среды – например, девушка, выросшая в христианской или мусульманской семье, никогда не признает «нормой» половую распущенность, даже если в вузе, где она учится, многие студентки ведут себя подобным образом.
Приоритетное значение семьи в развитии личности особенно ярко проявляется в тех случаях, когда ребенок лишается семейного воспитания. Дети, растущие в детдомах, нередко отстают в развитии и испытывают трудности в социальной адаптации.
Решающую роль в формировании личности играют младенчество, раннее и дошкольное детство. Если в это время что-то будет упущено в воспитании и развитии ребенка – исправить это в дальнейшем уже не представляется возможным. И именно эти возрастные периоды ребенок проводит в семье. Таким образом, воздействие семьи определяет все дальнейшее развитие личности.
Этого утверждения не отменяет даже тот факт, что многие дошкольники посещают ясли и детские сады. Как показывают психологические исследования, временное нахождение ребенка в детском учреждении изолирует его от семьи физически, но не психологически: воспитатель в детском саду не оттесняет родителей в качестве референтного лица. Нарушение возникает лишь при длительной изоляции от родителей, когда ребенок находится в детском учреждении интернатного типа, и это становится серьезной психологической травмой.
В период младенчества, раннего и дошкольного детства формируется не только базовое доверие или недоверие к миру, но и первоначальные навыки социального взаимодействия, которые могут различаться от культуры к культуре, от народа к народу и даже от семьи к семье. Эталоном для усвоения таких навыков становятся наиболее значимые для ребенка люди – родители.
Восприятие родителей как эталона сохраняется и в последующие периоды развития, когда их влияние несколько ослабевает – в младшем школьном и даже в подростковом возрасте. Подросток может бунтовать против родителей, но он неизбежно будет следовать нормам поведения и ценностным ориентациям, усвоенным в семье.
Как показывает педагогическая практика, преодолеть влияние семьи практически невозможно. Это становится особенно очевидным при негативном влиянии семьи – например, когда родители-алкоголики заставляют ребенка воровать. В таких случаях единственным способом спасение ребенка становится изъятие его из семьи до тех пор, пока родители не изменят своего поведения. С другой стороны, позитивные поведенческие и нравственные эталоны, усвоенные в семье, способны устоять перед негативным влиянием среды – например, девушка, выросшая в христианской или мусульманской семье, никогда не признает «нормой» половую распущенность, даже если в вузе, где она учится, многие студентки ведут себя подобным образом.
Приоритетное значение семьи в развитии личности особенно ярко проявляется в тех случаях, когда ребенок лишается семейного воспитания. Дети, растущие в детдомах, нередко отстают в развитии и испытывают трудности в социальной адаптации.
Видео по теме
Источники:
- Роль семьи в формировании личности