Чтобы выявить предпочтения в группе нужно задать как минимум два вопроса: «С кем из вашей группы, класса, коллектива вам постоянно хотелось бы находиться вместе (на работе, учебе)?» И второй вопрос: «С кем из вашей группы, класса, коллектива вам бы не хотелось постоянно находиться вместе (на работе, учебе)?»
По этим вопросам, заданным всем участникам сложившегося коллектива, можно судить о том, кто занимает в иерархии лидирующее положение, а кто аутсайдер и т.д. Часто к этим вопросам добавляют еще два: «Кого из вашего коллектива вы бы пригласили на свой день рождения?» И второй вопрос: «Кого из вашего коллектива вы бы не пригласили на свой день рождения?»
Если первая пара вопросов оценивает предпочтение в сфере рабочих взаимоотношений, то вторая пара позволяет оценить личные предпочтения в коллективе.
Что же мы получаем в итоге таких исследований? Во-первых, после обработки результатов мы получаем диаграмму в виде нескольких концентрических окружностей, на которой изображены все члены коллектива в соответствии с тем количеством предпочтений, которые они получили. В центре те, кто получил наибольшее количество выборов, то есть самые популярные, по краям расположены те, кого больше всего отвергают.
Во-вторых, помимо лидеров, формальных и неформальных можно выделить группировки тех, кто наиболее плотно общается в данном коллективе. Обычно в больших коллективах (школьные классы, институтские группы) выделяются несколько микрогрупп по 3-5 человек. Поскольку сами микрогруппы ориентированы на своих лидеров, можно легко выявить общие черты и направленность микрогруппы, если мы знаем их лидера. Это может пригодиться в психологической работе по коррекции неблагоприятных факторов межличностного общения в коллективе. Аутсайдеры и наиболее отторгаемые члены коллектива требуют также отдельного подхода.
В третьих, современные программы по обработке социометрических данных позволяют оценить сразу несколько характеристик группы. Это сплоченность, конфликтность и другие показатели группы, по которым можно уже сравнивать разные коллективы и прогнозировать, например, успешность в соревнованиях, где результат зависит от общей слаженности группы.