Считается, что мозаика зародилась в Месопотамии. В то время она составлялась из обожженных глиняных палочек конусообразной формы. Они окрашивались в красный, черный и белый цвета. Однако относительно времени ее возникновения существуют значительные разночтения.
Более достоверные сведения сохранились об античной мозаике. В Древней Греции полы богатых домов покрывались мозаикой из необработанной гальки. Белым по черному фону выкладывались контурные изображения людей, животных и мифических существ, обрамленные геометрическим или растительным орнаментом. Расцвет древнегреческой мозаики пришелся на эпоху эллинизма. В это время возникла техника подколки камешков, а также начало использоваться цветное стекло, в силу чего изображения стали более реалистичными, а цветовая гамма – почти безграничной.
В Древнем Риме мозаикой украшали стены и полы дворцов, загородных вилл и терм. Здесь впервые начали использовать смальту (небольшие кубики переплавленного цветного стекла), однако многие мозаики по-прежнему делались из гальки и мелких камешков. Большой интерес представляют собой мозаики виллы Адриана в Тиволи. Очень красива мозаика, на которой изображены 4 голубя, сидящие по краям бронзовой чаши. Ее кромка украшена гирляндой.
Вершины своего развития мозаичное искусство достигает в византийской империи. Византийская мозаика выглядит очень изысканной и утонченной, поражая взгляд тонкостью слоев и совершенством форм. В ранних мозаиках фигуры Христа, Богоматери и святых были расположены на фоне синего неба. Позднее основным цветом фона стал золотой, символизирующий сияние, исходящее от святых. Наборы из смальты и полудрагоценных камне й не шлифовались. Благодаря неоднородной поверхности мозаичных стен, свет отражался в них под разными углами, создавая эффект таинственного мерцания.
На территории Киевской Руси искусство мозаики появились лишь в 10 веке, после принятия христианства. Однако поначалу оно не получило особого развития из-за недостатка материала. В 11 веке в Киеве было налажено производство смальты, что вызвало недолгий расцвет мозаичного искусства. Наиболее масштабным и совершенным творением киевских мастеров стали мозаики собора Святой Софии. После распада централизованного государства мозаика уступила место фреске, так как оказалась слишком дорогостоящей для удельных князей.
Более достоверные сведения сохранились об античной мозаике. В Древней Греции полы богатых домов покрывались мозаикой из необработанной гальки. Белым по черному фону выкладывались контурные изображения людей, животных и мифических существ, обрамленные геометрическим или растительным орнаментом. Расцвет древнегреческой мозаики пришелся на эпоху эллинизма. В это время возникла техника подколки камешков, а также начало использоваться цветное стекло, в силу чего изображения стали более реалистичными, а цветовая гамма – почти безграничной.
В Древнем Риме мозаикой украшали стены и полы дворцов, загородных вилл и терм. Здесь впервые начали использовать смальту (небольшие кубики переплавленного цветного стекла), однако многие мозаики по-прежнему делались из гальки и мелких камешков. Большой интерес представляют собой мозаики виллы Адриана в Тиволи. Очень красива мозаика, на которой изображены 4 голубя, сидящие по краям бронзовой чаши. Ее кромка украшена гирляндой.
Вершины своего развития мозаичное искусство достигает в византийской империи. Византийская мозаика выглядит очень изысканной и утонченной, поражая взгляд тонкостью слоев и совершенством форм. В ранних мозаиках фигуры Христа, Богоматери и святых были расположены на фоне синего неба. Позднее основным цветом фона стал золотой, символизирующий сияние, исходящее от святых. Наборы из смальты и полудрагоценных камне й не шлифовались. Благодаря неоднородной поверхности мозаичных стен, свет отражался в них под разными углами, создавая эффект таинственного мерцания.
На территории Киевской Руси искусство мозаики появились лишь в 10 веке, после принятия христианства. Однако поначалу оно не получило особого развития из-за недостатка материала. В 11 веке в Киеве было налажено производство смальты, что вызвало недолгий расцвет мозаичного искусства. Наиболее масштабным и совершенным творением киевских мастеров стали мозаики собора Святой Софии. После распада централизованного государства мозаика уступила место фреске, так как оказалась слишком дорогостоящей для удельных князей.
Видео по теме