Происхождение хохломского промысла овеяно легендами. Издавна в нижегородских деревнях рассказывали красивую и печальную легенду. В далекие времена жил в Москве талантливый мастер-иконописец Андрей Лоскут. Царь очень ценил мастерство художника и щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего на свете любил свободу. Однажды ночью покинул он царский двор и отправился жить в непроходимые керженские леса. Там он срубил для себя избу, где и продолжил заниматься любимым делом.
Но Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать искусство простое и красивое, как русская песня, чтобы в нем можно было увидеть всю поэтическую красоту родной земли. Вот тогда-то и появилась первая хохломская посуда, украшенная цветами, ягодками и веточками. Слава о чудесном мастере достигла окрестных земель. Отовсюду стали приезжать люди, чтобы увидеть его удивительное мастерство. Многие оставались жить в тех местах, желая научиться создавать такие же замечательные изделия.
Вскоре слухи о великом мастере достигли и самого царя. Он сразу понял, о ком идет речь, и повелел отряду стрельцов разыскать беглеца и привести во дворец. Но нашлись люди, предупредившие Лоскута о грозящей ему беде. Тогда он собрал в своей избе односельчан и раскрыл им секреты удивительного ремесла. На следующее утро в селе появились стрельцы и увидели, как пылает ярким пламенем изба художника. Как ни искали они Андрея Лоскута, но найти его так и не смогли. Остались лежать на земле его краски – красные, словно пламя, и черные, будто пепелище. Не стало мастера, но сохранилось его волшебное мастерство, по сей день радующее глаз и души людей.
Существуют и более прозаические версии возникновения хохломской росписи, наибольшее распространение получили две из них. Первая гласит, что деревянную посуду «под золото» начали окрашивать старообрядцы, скрывавшиеся от гонений в глухих заволжских лесах. Дело в том, что многие из них были мастерами иконописи или книжной миниатюры. С собой они привезли древние иконы, рукописные книги с красивыми иллюстрациями и великолепные образцы растительного орнамента. В то же время местные мастера в совершенстве владели искусством изготовления посуды на токарном станке. Когда их умение объединилось с талантом иконописцев и их умением создавать «золотую» посуду, и появился знаменитый хохломской промысел.
Согласно другой версии, имитация золота, близкая хохломскому искусству, возникла задолго до появления старообрядчества, в 40-е годы 17 века. Еще тогда ремесленники, проживавшие в селах Мурашкино, Лысково и Семеновское (ныне – город Семенов, превратившийся в один из главных центров хохломского промысла), изготавливали деревянную посуду, окрашенную в золотой цвет с помощью оловянного порошка. Этот промысел и стал предшественником хохломской росписи.
Но Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать искусство простое и красивое, как русская песня, чтобы в нем можно было увидеть всю поэтическую красоту родной земли. Вот тогда-то и появилась первая хохломская посуда, украшенная цветами, ягодками и веточками. Слава о чудесном мастере достигла окрестных земель. Отовсюду стали приезжать люди, чтобы увидеть его удивительное мастерство. Многие оставались жить в тех местах, желая научиться создавать такие же замечательные изделия.
Вскоре слухи о великом мастере достигли и самого царя. Он сразу понял, о ком идет речь, и повелел отряду стрельцов разыскать беглеца и привести во дворец. Но нашлись люди, предупредившие Лоскута о грозящей ему беде. Тогда он собрал в своей избе односельчан и раскрыл им секреты удивительного ремесла. На следующее утро в селе появились стрельцы и увидели, как пылает ярким пламенем изба художника. Как ни искали они Андрея Лоскута, но найти его так и не смогли. Остались лежать на земле его краски – красные, словно пламя, и черные, будто пепелище. Не стало мастера, но сохранилось его волшебное мастерство, по сей день радующее глаз и души людей.
Существуют и более прозаические версии возникновения хохломской росписи, наибольшее распространение получили две из них. Первая гласит, что деревянную посуду «под золото» начали окрашивать старообрядцы, скрывавшиеся от гонений в глухих заволжских лесах. Дело в том, что многие из них были мастерами иконописи или книжной миниатюры. С собой они привезли древние иконы, рукописные книги с красивыми иллюстрациями и великолепные образцы растительного орнамента. В то же время местные мастера в совершенстве владели искусством изготовления посуды на токарном станке. Когда их умение объединилось с талантом иконописцев и их умением создавать «золотую» посуду, и появился знаменитый хохломской промысел.
Согласно другой версии, имитация золота, близкая хохломскому искусству, возникла задолго до появления старообрядчества, в 40-е годы 17 века. Еще тогда ремесленники, проживавшие в селах Мурашкино, Лысково и Семеновское (ныне – город Семенов, превратившийся в один из главных центров хохломского промысла), изготавливали деревянную посуду, окрашенную в золотой цвет с помощью оловянного порошка. Этот промысел и стал предшественником хохломской росписи.
Видео по теме