Инструкция
1
Будущий великий композитор появился на свет в декабре 1770 года в Бонне, в семье музыканта придворной капеллы. Отец хотел превратить Людвига во «второго Моцарта» и заставлял заниматься едва ли не круглосуточно. Вундеркинда из мальчика не получилось, зато он довольно рано проявил композиторские способности.
2
В 1787 году юный музыкант побывал в Вене, где ему удалось познакомиться с самим великим Моцартом, который высоко оценил его дарование. К сожалению, учеником Моцарта Бетховену стать не удалось. Тяжелая болезнь матери вынудила его поспешно вернуться в Бонн. Там им был создан целый ряд произведений, в том числе несколько песен, самой известной из которых стал «Сурок».
3
В ноябре 1972 года Бетховен решил переехать в Вену, где брал уроки у многих известных композиторов, включая того самого Антонио Сальери, который впоследствии подвергся несправедливым обвинениям в убийстве Моцарта. В то же время Бетховен стал активно концертировать как пианист и быстро завоевал славу потрясающего виртуоза.
4
В Вене Бетховен создает свои лучшие фортепианные и камерные произведения, среди них – Соната №8 («Патетическая»), Соната №14, прославившаяся впоследствии под названием «Лунная соната», и знаменитая скрипичная Соната №9, более известная как «Крейцерова соната».
5
В 1797 году у Бетховена появляются признаки неизлечимой болезни – прогрессирующей глухоты. Несмотря на это, в 1802 – 1812 годах им были созданы величайшие симфонические произведения, наполненные идеями преодоления страданий и победы светлых начал. Наиболее ярко они были воплощены в Третьей («Героической») и Пятой симфониях, опере «Фиделио», Сонате №23 («Апассионате»).
6
В последнее десятилетие жизни композитора его глухота становится полной, что не могло не повлиять на его душевное состояние. Тем не менее, и в этот период ему удается создавать гениальные творения. В 1823 году Бетховен завершил работу над «Торжественной мессой», которую сам называл своим лучшим произведением.
7
Своеобразным итогом творчества композитора стала Девятая симфония, завершающаяся хором на слова «Оды к радости» Фридриха Шиллера, которую он еще в юности хотел положить на музыку. Финал симфонии полон мольбы о мире и страстного отрицания войны как вселенского зла.
8
В тот вечер, когда впервые прозвучала симфония, публика устроила композитору восторженную овацию. Бетховен стоял к залу спиной и не мог этого слышать, но одна из певиц взяла его за руку и заставила повернуться лицом к восхищенной публике.