Устройство вариатора
Вариатор можно отнести к одной из разновидностей автоматических коробок передач. Для владельца автомобиля с вариаторной коробкой селектор управления и режимы ничем не отличаются от классического автомата.
Самый первый вариатор в истории человечества был придуман в 1490 году Леонардо до Винчи. Именно он первым сформулировал принципы его работы и сделал первые рисунки, изображающие шкивы и ремень.
Устроен вариатор по-другому. Основные детали вариатора – это два конусообразных шкива, установленных вершиной друг к другу. Между ними зажат стальной ремень. Плавно перемещаясь по конусам ремень бесступенчато изменяет передаточное отношение между первичным (входным) и вторичным (выходным) валами коробки передач.
Очевидно, что плавное изменение крутящего момента подразумевает плавный разгон автомобиля без рывков и дерганий, а также высокую, в сравнении в другими типами коробок передач, топливную экономичность. Многие вариаторы оснащают функцией ручного выбора «передачи». То есть такие модели имеют определенное количество фиксированных диапазонов, имитирующих определенные скорости.
Достоинства и недостатки вариатора
Одно из самых главных достоинств вариатора – плавность при разгоне и экономичность, сравнительная простота и дешевизна конструкции. Двигатель постоянно работает в оптимальном режиме, поэтому не перегружается и не достигает своих критических точек. Повышается ресурс мотора, снижается уровень шума и выбросов вредных веществ в отработанных газах.
Есть и недостатки: например, неспособность переносить высокие нагрузки. Именно поэтому вариаторами оснащают скутера и городские автомобили невысокой мощности. Хотя последние разработки фирмы AUDI справляются с передачей мощности в 200 л.с., а модель вариатора от NISSAN «переваривает» 234 л.с. и устанавливается на кроссовер. Также автомобили с вариаторной коробкой передач не могут буксировать тяжелые прицепы или другие транспортные средства без риска преждевременного выхода из строя коробки.
На скутерах, мотоциклах, квадроциклах, гидроциклах и снегоходах обычно применяют вариаторы с ремнем из специального износостойкого материала. На мощных легковых автомобилях вместо ремня используют стальную цепь.
Также вариатор не приспособлен для агрессивного стиля езды. Многие модели, конечно, имеют спортинвый режим, но постоянная эксплуатация вариатора на пределе его возможностей резко снижает его ресурс. И, хотя в режиме «газ в пол» вариатор выиграет у автоматической коробки передач, для него это не пройдет бесследно.
Как и модели с классической автоматической коробкой передач, автомобили с вариатором нельзя буксировать больше, чем на 50-100 км. На автомобилях с вариаторной коробкой передач категорически не рекомендуется буксовать и, по возможности, избегать бездорожья.
Второй крупный недостаток вариатора – сложность в обслуживании. Автомобильные вариаторы требуют замены трансмиссионной жидкости каждые 50 тысяч, а ремня – каждые 100-150 тысяч. На скутерах ремень вариатора вообще считается расходным материалом. Каждый вариатор рассчитан на определенное количество трансмиссионной жидкости, за уровнем которой необходимо следить. Управляющая вариатором электроника получает данные от многих датчиков автомобиля и неисправность хотя бы одного датчика может привести к некорректной работе всего вариатора.